Дисклеймер.
В этой рубрике представлены произведения из моего личного списка на прочтение. Эти книги мной еще не прочитаны и окончательный вердикт относительно включения их в Золотой Фонд Самого Детективного еще не вынесен. Поэтому думайте и решайте сами, иметь или не иметь эти книги на своей полке.
Лео Брюс — обязательный автор, потому что жанр он знал настолько, что каждый его роман с серийным героем сержантом Бифом — это эксперимент. А самый первый его роман «Дело для трех детективов» (1936) стал первой пародийной стилизацией на тему запертой комнаты. Загадку запертой комнаты здесь предстоит раскрыть трем сыщикам: Монсеньер Смит, Амер Пико и лорд Саймон, в которых угадываются популярные книжные сыщики. Но честь разгадать загадку досталась простому деревенскому полицейскому, краснолицему любителю пива сержанту Бифу. Про сержанта Бифа написано множество рассказов и всего 8 романов, но все романы — экспериментальные. «Дело для трех детективов» существует в любительском самиздатовском переводе, еще два романа переведены издателями. И на этом для русскоязычного читателя радость заканчивается.
«Дело для трех детективов» — первое произведение о запертой комнате, которое я прочитал. Да, это был даже не Карр. И я до сих пор помню тот удивительный эффект, который произвел на меня роман, не влюбиться в жанр запертой комнаты было невозможно. Иными словами — невозможно не влюбиться в невозможное. Особенность романа не только в пародийности, на самом деле это сильная вещь и в сугубо детективном плане — три незадачливых сыщика предлагают отличные версии, но истинное решение предложил только Биф, итого получаем четыре решения запертой комнаты по цене одной. В этом и была пародийная задумка автора — деревенщина обскакал великих мира сего.
Биограф марокканского королевского двора, автор художественных и документальных произведений, в том числе и пьес, сценарист Руперт Крофт−Кук в детективном жанре известен под псевдонимом Лео Брюс.
«Дело без трупа» 1937
Аннотация:
В тихом пабе разыгралась трагедия: в зал ворвался молодой человек по имени Алан Роджерс, выкрикнул, что совершил убийство, — и тут же, на глазах у потрясенных посетителей, отравился.
Да, но кого и почему убил несчастный? Ни в городке, ни в его окрестностях не найдено трупа. Правда, четыре человека числятся пропавшими — может быть, один из них и стал жертвой Роджерса? Так считает присланный из Лондона инспектор Скотленд-Ярда. Однако у сержанта Бифа на сей счет есть собственное мнение…
Как видно даже из аннотации эксперимент радикален — перевернута с ног на голову вся структура классического детектива. В постановке оригинального вопроса «кто убит?» Брюс не первый, но в отличие от Дороти Л. Сэйерс с романом «Чей труп?» он пошел дальше, поскольку у него даже трупа нет. А как известно: нет тела — нет дела. И правда, как такое расследовать? Вообще тут стоит добавить, что Золотой век детектива тем и притягателен, что авторы всегда старались придумать что-то понеобычней. Вот и здесь привычное расследование со свидетелями, подозреваемыми, уликами заменено на выяснение неизвестно чего: свидетели что-то где-то слышали, но и только. Но в конце обязательно — твист. Он должен быть, ведь Биф опять соперничает с другим сыщиком (на этот раз не с частными известными сыщиками, а с официальным полицейским — инспектором Стьютом), а стало быть опять нужен взгляд на дело под другим углом.
«Неоконченное дело» 1937
Аннотация:
Самое странное дело Бифа — ведь все вокруг уверены, что на сей раз он, постаревший, вышедший в отставку и занявшийся частным сыском, потерпел фиаско, — не смог доказать невиновность миллионера Стюарта Феррерса, обвиненного в убийстве семейного доктора, а потом и казненного за это преступление по приговору суда.
Но лишь самому отставному сержанту и его лучшему другу Таунсенду известно, какие причины побудили Бифа молчать о том, что в действительности ему все же удалось раскрыть дело…
Фишка — в самом названии. Но чтобы понять, нужно прочитать.
Да, название снова намекает на эксперимент и, если с «Делом без трупа» ясно в чем он состоит, здесь вообще ничего не понятно. Чем должно закончится «Неоконченное дело?», да еще и так, чтобы остаться в строгих рамках классического детектива. Задачка. Но читатели обещают сложный твист, «изощрённо обыгрывающим изначальную задачу «доказать, что убийство совершил кто-то ещё, а не очевидный подозреваемый». «Ближе к концу автор загибает такой сюжетный поворот, после которого понятно, как ему придётся закончить книгу…» «Брюс находит развязку, которая избегает обеих ловушек, но зато оказывается чрезвычайно навороченной». В общем, предельно оригинальная задумка с увлекательным и напряжённым сюжетом. Скорее всего противопоказано читать адептам правдоподобности, но любителям оригинальных замыслов и «игр умов» — то, что доктор прописал.
Интересно, что в этом романе становится ясно, что во вселенной Брюса существуют все литературные сыщики Золотого века (в том числе карровский доктор Фелл). Неудивительно, что все романы Брюса наполнены юмором, некая пародийность всегда им сопутствует.