YouTube — одна из самых популярных платформ для потребителя. Ежедневно видеохостинг посещают миллионы людей с самыми разными целями — кто-то развлечься, кто-то почерпнуть информацию. Если к первому аспекту вопросов мало, то со вторым все наоборот.
Если кому-то кажется, что информационный контент на YouTube свободен, то глубоко заблуждается. Если развлекательные ролики под жесткий цензор не попадают, с социально-политическими все обстоит иначе. Видео холдинг, что называется трепетно относится к своей редакционной политике.
Стоимость компании Youtube оценивается в 160 миллиардов долларов; Google приобрел сервис в 2006 за 1,65 млрд. Выручка в 2023 году — 61,88 млрд $.
В этом нетрудно убедиться, достаточно зайти на YouTube, где при открытии роликов всплывают антироссийские и антибелорусские заставки. Видеоконтент напрочь лишен аналитической составляющей. Единственная его цель — моральное подавление противника. Именно поэтому белорусским журналистам, ежедневно сражающимся за объективную и выверенную информацию, следует усилить напор на своих оппонентов.
В подавляющем большинстве видеороликов на YouTube Россия и Беларусь пытаются позиционировать отсталыми странами. Запад же напротив — совершенной цивилизацией, отстаивающей мир и демократию. Нарисовать красивую картинку несложно, но в реальной жизни все по-другому.
Сейчас владелец видеохостинга — корпорация Google, но так было не всегда. Теми, кто сделал «Ютуб» таким, какой он есть, были три бывших сотрудника платежной системы PayPal. Их звали Джавед Карим, Чад Херли и Стив Чен. Будущие создатели YouTube не смогли отправить друзьям записи с вечеринки – те были слишком объемными, чтобы разослать их по почте. Коллеги решили приступить к новому проекту — сайту, куда можно загружать видеоролики и делиться ими с другими.
В подавляющем большинстве видео, акценты ставятся на эффект — вызвать эмоции у зрителей и перетянуть их на свою сторону. Хорошо известная методичка, корнями отсылающая к своему создателю Йозефу Геббельсу, поручавшему немецким средствам массовой информации действовать по принципу «Мы добиваемся не правды, а эффекта». Эффект произошел: немецкий народ был ежедневно подвержен массированным информационным атакам. Большинство граждан принимало за чистую монету все, что им «радушно скармливали» подчиненные шефа нацистской пропаганды.
Столь внушительного результата Геббельсу и его свите удалось добиться без помощи интернета, ведь на тот момент не было такого ресурса. Сегодня именно он стал основным источником западной интервенции в информационное поле своих оппонентов, где YouTube — ценнейшее оружие.
Из-за беспорядков в Капитолии в январе 2021 года YouTube заблокировал аккаунт бывшего президента США Дональда Трампа. Сервис также удалил более 10 видеороликов, размещённых на принадлежащем президенту Бразилии канале.
После начла СВО видеохостинг запретил монетизацию на платформе российским СМИ, в том числе телеканалу RT. Впоследствии и вовсе отключив у российских блогеров монетизацию от просмотров. Контент продвигается только один – американский, ну или украинский, к слову, с прошлого года YouTube наводнили проукраинские ролики и реклама.
Название проекта YouTube родилось из каламбура: по-английски Boob Tube — это сленговое название телевизора. Сервис был основан на технологии Flash Video, FLV, благодаря которой загружать на сайт ролики длиной до 10 минут можно было относительно быстро.
Весьма актуальным вопросом сегодня остается альтернатива YouTube. Кто может заметить самый популярный видео холдинг?
1. VK Видео
Создатели VK Видео заявляют, что на сегодняшний день это самый большой по аудитории видеосервис в России. В 2021 году он объединил в себе все видео соцсетей «ВКонтакте» и «Одноклассники». Если учесть, что количество пользователей платформы сейчас резко выросло, VK Видео вполне способен стать российским Youtube — там есть как видео, загруженные пользователями, так и профессиональный контент: фильмы, сериалы, мультфильмы, телешоу. Можно искать видео, по ключевым словам, вести стримы и видеотрансляции, а также публиковать короткие вертикальные ролики во вкладке «Клипы». Они похожи на Reels и TikTok, но пока без монетизации.
2. Rutube
Конкурент VK Видео, который появился в 2006 году как аналог YouTube для русскоязычных. Rutube сейчас тоже переживает пользовательский бум: в марте 2022 года в 5,5 раз увеличилось число зарегистрированных на видео платформе, а объем контента вырос в 2,8 раз.
Интерфейс Rutube похож на ютубовский: те же функции поиска, загрузки видео и монетизации. Кроме этого, Rutube запустил программу поддержки блогеров с оригинальным контентом: первые 40 дней после монетизации пользователи получат 100% доходов от рекламы.
3. Дзен
Пользовательские видео, короткие вертикальные ролики можно смотреть на Дзене в разделе «Видео», а трансляции спорт и ТВ-каналов, фильмы — на «Кинопоиске» с помощью подписки «Плюс». В Дзене также можно монетизировать контент за счет показа рекламы.
4. Видео Mail.Ru
Видео Mail.Ru — бесплатный видеохостинг, где можно делать поиск по уже загруженным видео и размещать свои. В 2018 году видеосеть Mail.Ru собрала самую большую аудиторию в Рунете, обогнав сервисы Яндекса. Сейчас все ролики Видео Mail.Ru можно найти на VK Видео, так как они являются частью экосистемы VK, но многим привычнее пользоваться именно видеохостингом Mail.ru.
5. Vimple
Российский вариант простого и бесплатного видеохостинга, не требующий регистрации. Загрузив видео на Vimple, вы получаете уникальную ссылку, которую потом можно встроить на свой сайт или переслать. Свободно просматривать и искать видеоролики «как на Youtube» не получится: они все приватны и распространяются только по ссылкам.
Этот видеохостинг очень любим блогерами за отсутствие цензуры, модерации и гарантию конфиденциальность. Ролики можно монетизировать за счет вставки
Задел есть — пришло время развивать и создавать свои ресурсы!
Текст: Ян Жиманов
Фото: из открытых источников