Найти тему
Рязанские ведомости

Евгению Маркину исполнилось 85 лет

Сегодня не имеет смысла спорить: мог ли он дожить до столь почтенного возраста. Теоретически мог. Практически – нет. Поэты в России долго не живут. Маркин ушел на 42 году жизни.

Евгения Федоровича Маркина я не знала. Не довелось встретиться. Может, это и к лучшему. Могу теперь судить о поэте и публицисте, о писателе Евгении Маркине по опубликованным текстам. Там есть все: биография, подробности личной жизни, мысли, чувства, наблюдения, рассуждения о времени и о себе. Все вместе это впечатляет – Маркин был большим поэтом. Видимо, рано осознал, что талантлив. Не стеснялся нести свой дар людям. Этим и раздражал.

Человек газеты

Но сегодня я хочу отследить его журналистскую траекторию жизни. Не случайно ведь он называл себя газетчиком, репортером. Когда прочитаешь подряд все, что им опубликовано, на пожелтевших от времени газетных страницах, становится ясно: Евгений Маркин – человек газеты. В районной газете он впервые в четырнадцать лет опубликовал свои стихи, а потом и заметки. Там, в районке, он даже успел как-то поработать в секретариате редакции.

А потом была Рязань, пединститут. И неподалеку от института – пять минут пешком – здание на улице Ленина, где располагались сразу все редакции – областного радио, областной партийной газеты и молодежки. Кудрявый, высокий, чуть сутулый, улыбчивый парень Женька Маркин пришел как-то туда с приятелем и уже не смог забыть эти шумные этажи, скрипучие лестницы и многолюдные кабинеты . Он там остался, даже ночевал иногда. Публиковал стихи. А потом оказалось, что и заметку может написать, и даже за очерком в дальний район съездить. В штат его взяли в «Рязанский комсомолец», но публиковался он почему-то в конце 50-х годов больше в «Приокской правде».

Евгению Маркину восемнадцать лет всего, а он забабахал вместе с Евгением Осиповым на целый подвал в областной газете сатирическую комедию в одном действии «Великое противостояние». Тогда газеты и пьесы актуальные печатали.

А через год и вовсе всех удивил начинающий поэт Евгений Маркин, напечатав опять-таки в «Приокской», очерк в стихах «Человек идет по земле» – о председателе колхоза из Рыбновского района Иване Петровиче Назарове. Рифмованный текст, но написанный по законам публицистики. Это, без сомнения, очерк. И люди в нем не ходульные, а живые, взволнованные, сильные:

Да, легла на сердце забота

А куда от нее сбежишь?

В тихих сумерках на болоте

Ветерок теребит камыш.

Там, за этим болотом – взгорье,

Там соседний колхоз «Рассвет»

Там когда-то за славу спорили,

Добиваясь больших побед.

Там когда-то, гордясь медалями,

Люди шли в трудовые бои,

Почему вы теперь отстали?

Чем помочь вам, друзья мои.

Сумрак рядится в голубое

Над болотом закат погас

А в колхозном правлении двое

Засиделись уж третий час

И с какой-то обидчивой злостью

С болью в голосе третий час

Председатель Назаров гостю

Невеселый ведет рассказ.

О гармошке, о смерти друга

И о славе, которой уж нет,

Как халтурщики и хапуги

Разоряют колхоз «Рассвет».

Нам сейчас кажутся неуместными и даже забавными такие поэтические приемы в публицистике. Но так тогда писали. И думали тоже так: мы все может в нашей жизни исправить сами, и сами построим себе иной, прекрасный мир, и все в этом мире зависит от нас. Вспомните – это время оттепели, наверное, последней в советской истории.

Я сам всегда экспромтом диктовал

Меня удивил, а потом во многом и убедил такой эпизод в воспоминаниях о Маркине. Коллега- журналист спрашивает его о любимом поэте – Пушкин? Лермонтов? Тютчев?

И слышит в ответ: Рождественский... А какой иной выбор может сделать в1959 году молодой, много читающий и пишущий, только что поступивший в литинститут поэт?

Но давайте вернемся к газетным делам. Маркин действительно много пишет – ярко, забористо, остро. Он научился в эти годы диктовать свои опусы машинистке. Это, скажу я вам, редкое для журналиста качество. Это значит материал уже созрел, он весь в голове – от заголовка, до последней забойной фразы. И вообще для газетной статьи самая надежная проверка – прочитать ее вслух. Если язык не заплетается в терминах и словах-паразитах, если дыхания хватает для того, чтобы завершить предложение или абзац, значит текст получился.

У Евгения Маркина было все для того, чтобы добиться успеха в профессии журналиста. Мобильность, любопытство к жизни, интерес к людям, способность размышлять над увиденным и услышанным, умение рассказать простыми словами о сложных вещах. Ох, как здорово рассказывает он о подробностях строительства подземного путепровода под железнодорожными путями в городе Фрунзе (в начале 60-х Маркин работал в редакции газеты «Комсомолец Киргизии»). С каким знанием дела он рассуждает о работе портов на озере Иссык- Куль или об уходе за виноградной лозой в совхозе имени Ленина. Тогда считалось, что для газеты главное – рассказать о том, как человек работает. А Евгений Маркин всегда писал еще и о том, как его современник, а часто и ровесник, живет, чем он дышит. А еще он и в Киргизии все время вспоминает Рязань:

«Давно это было. Даже, может тысячу лет назад. И не во Фрунзе, а за тридевять земель отсюда. Мы возвращались из командировки. Наша попутчица, словоохотливая девушка, узнав, что мы – корреспонденты молодежной газеты, принялась безбожно нас критиковать

– Об одних и тех же пишите. Наградят человека, так вы от него целый год не отстанете. А до простых смертных вам и дела нет.

Мы отбивались, как могли. Мы всю дорогу разубеждали ее и наконец-то добились своего. Но как всегда бывает в таких случаях, тень сомнения в абсолютной своей правоте запала в наши души. Тогда же и родилась мысль написать репортаж о самом обычном, самом рядовом гражданине».

Здравствуйте, Иван Иванович!

О ком, вы думаете, Евгений Маркин написал? Конечно, об Иване Ивановиче Иванове. Да не об одном, а сразу о трех жителях киргизской (!?) столицы с таким именем, фамилией и отчеством. Забавным, легким и познавательным получился не очерк, а репортаж «Здравствуйте, Иван Иванович!» у Евгения Маркина – об электросварщике, заведующем медпунктом и учащемся строительного училища.

После Киргизии была работа в Москве в только что появившейся газете «Литература и жизнь» (потом она стала называться «Литературная Россия»), публикации в «Сельской жизни!», «Огоньке», в других столичных изданиях. Он набирался опыта, сохранял приятельские, теплые отношения со своими героями, учился писать, глубоко погружаясь в материал, анализировать не случай, а явление. Его последний, 1979 года, очерк «Бельковская картошка», это глубокая аналитика, которой сейчас не пишут – квалификации не хватает.

Продолжение следует

И еще. Очерки Маркина живут, ожидая продолжения. Когда-то он дважды писал о летчике, Герое Советского Союза Александре Васильевиче Покликушкине . «Улица его имени» – так назывался очерк, напечатанный в «Сельской жизни». Два брата ушли на войну. Один был летчиком, героем, кавалером множества орденов. Это Александр. Младший, Николай – пограничник. Младший попал в плен в первые дни войны. Старший погиб в 1945-м в Пруссии. На каждого из сыновей мать сначала получила не похоронку, а сообщение, что сын пропал без вести. Младший вернулся из плена после войны и получил орден Славы в 1957-м. Старший, как сообщили, похоронен с почестями в Варшаве.

И вот в прошлом году в Калининградской области поисковики обнаружили разбитый советский штурмовик Ил-2. В 1945-м на этом месте в одном бою немецкая артиллерия сбила, уничтожила сразу семь советских самолетов, в том числе и Александра Покликушкина. Чей самолет найден в 2022-м году, непонятно. Может быть и его. И тогда на воинском кладбище в Варшаве похоронен другой человек. Поисковики продолжают работы. А мы ждем завершения истории, которую рассказал нам в 1965 году репортер Евгений Маркин.

Ирина Сизова

Уважаемые читатели "Рязанских ведомостей"! Присоединяйтесь к нашему каналу) Ставьте лайк!

Еще больше новостей и интересных материалов вы найдете на сайте https://rv-ryazan.ru/

Другие статьи автора:

#рязанские ведомости #рязань