Найти тему
Эволюция

Стандарты красоты обусловлены нашими генами

Leonid_Borisych
Leonid_Borisych

Говорят, что красота - в глазах смотрящего, а это значит, что разные люди обладают разными стандартами красоты и не все согласны с тем, кто красив, а кто нет. Это первый стереотип или афоризм, который был опровергнут эволюционной психологией. Оказывается, стандарты красоты не только одинаковы у разных людей и культур, но и являются врожденными. Мы рождаемся с представлениями о том, кто красив, а кто нет.

На первый взгляд, афоризм "красота - в глазах смотрящего" кажется вполне разумным. Во многих учебниках по социологии и антропологии приводятся фотографии людей, считающихся красивыми в разных культурах, и некоторые из них выглядят довольно причудливо для современного западного глаза. Однако исследования в области эволюционной психологии опровергли это распространенное мнение.

В межкультурном плане значительное согласие в оценке красоты наблюдается среди русских, азиатов, латиноамериканцев и американцев, бразильцев, американцев, аче из Парагвая и хиви из Венесуэлы, белых южноафриканцев, китайцев, индийцев и англичан. Ни в одном из этих исследований степень воздействия западных СМИ не оказала никакого влияния на восприятие красоты. Как же возможно, чтобы люди, принадлежащие к столь разным культурам, пришли к общему мнению о том, кто красив, а кто нет?

Leonid_Borisych
Leonid_Borisych

Оказывается, что у представителей разных культур одинаковые стандарты красоты, поскольку они являются врожденными; мы рождаемся со знанием того, кто красив, а кто нет. Два исследования, проведенные в середине 1980-х годов, независимо друг от друга показали, что младенцы в возрасте двух и трех месяцев дольше смотрят на лицо, которое взрослые считают более привлекательным, чем на лицо, которое взрослые считают менее привлекательным. Младенцы - удивительные гедонисты, у них нет манер, поэтому они смотрят на объекты, которые, по их мнению, им нравятся. Если младенцы смотрят на одни лица дольше, чем на другие, это говорит о том, что они предпочитают смотреть на них и считают их привлекательными.

В последней версии этого эксперимента новорожденные дети в возрасте до одной недели демонстрируют значительно большее предпочтение лицам, которые взрослые считают привлекательными. В другом исследовании показано, что 12-месячные младенцы демонстрируют большее удовольствие, большее участие в игре, меньший дистресс и меньшую замкнутость при взаимодействии с незнакомцами в привлекательных масках, чем при взаимодействии с незнакомцами в непривлекательных масках. Кроме того, они значительно дольше играют с привлекательными куклами, чем с непривлекательными. Результаты этих исследований согласуются с личным опытом и наблюдениями многих родителей маленьких детей, которые считают, что их дети ведут себя гораздо лучше, когда няни физически привлекательны, чем когда они непривлекательны.

Даже самые ярые сторонники традиционного мнения о том, что "красота - в глазах смотрящего", должны признать, что одной недели (или даже нескольких месяцев) недостаточно для того, чтобы младенцы усвоили и усвоили (предположительно произвольные) культурные стандарты красоты в результате социализации и воздействия средств массовой информации. Напротив, эти исследования убедительно свидетельствуют о том, что широкие стандарты красоты могут быть врожденными, а не усвоенными или приобретенными в процессе социализации. Совокупность доказательств свидетельствует о том, что красота не зависит от человека, а, напротив, является частью универсальной человеческой природы.

Но каковы культурно универсальные и врожденные стандарты красоты? Какие общие черты характеризуют красивые лица? Чем красивые лица отличаются от некрасивых? Эти вопросы приводят нас к следующем стереотипам, которые должна опровергнуть эволюционная психология: об этом я расскажу в следующих статьях.