Достаточно сложная и запутанная история обороны Крыма в 1941 году официально начинается 24 сентября 1941 года, когда, собственно и начались боевые действия.
В этот день 11-я немецкая армия под командованием Фрица Эриха Георга Эдуарда фон Левински Манштейна (правнука польского еврея, дослужившегося до больших чинов в войске Фридриха Великого, и купившего дворянство), только прибывшего из Прибалтики с должности командующего 56-м моторизованным корпусом, начала активные действия против советской отдельной 51-й армии, под командованием Ф.И.Кузнецова (прибывшего оттуда же, из Прибалтики).
Вроде бы как, сошлись два старых противника. Почему "вроде бы как"? Насчет Прибалтики, я ничего не могу сказать, а, в Крыму ситуация была чуть иной. Да, армейские тылы очень много трудились подвозя боеприпасы (по железной дороге до Херсона, потом грузовиками). Да, был приказ по армии (например от 21.09.1941 года). Да, армейское командование издало приказ на передислокацию сил, но...
Наступление планировал и осуществлял один армейский корпус: 54-й (пишу арабскими цифрами только для удобства прочтения, ибо корпуса у немцев обозначались римскими цифрами). Планирование и организацию операции осуществлял его командующий Эрик Хансен (и именно его штаб разрабатывал план операции.
Ф.И.Кузнецов советскими частями тоже не командовал непосредственно: у него был 9-й стрелковый корпус, которым с 15 сентября 1941 года командовал генерал-майор И.Ф.Дашичев (прибыл в Крым с должности командующего 35-м корпусом) и оперативная группа П.И.Батова.
Противник планировал наступать силами двух пехотных дивизий: 73-й (командующий - генерал пехоты Бруно Билер, звание меня самого смутило, но все источники в один голос говорят именно об этом звании ) и 46-й (с 17 сентября командующий - генерал-лейтенант Курт Химер). Обе дивизии участвовали в войне против Югославии, обе дивизии были в Румынии и являлись учебной группой для подготовки румынских частей. 73- пехотная дивизия была изначально дивизией 2-й волны, но, перед отправкой в Румынию, ее оснастили и укомплектовали, как дивизию 1-й волны.
46-я пехотная дивизия, изначально была дивизией 1-й волны, и формировалась она в городе Карлсбад.
Где такой есть? Нет он находится не в штате Нью-Мексико (хотя такой город там тоже есть). Карлсбад, это... да-да это всемирно известные Карловы Вары, а, дивизия комплектовалась новыми подданными рейха, которые еще совсем недавно считали себя чехами (ну, в крайнем случае, судетскими немцами, так политкорректнее).
Идея была проста: две пехотные дивизии прогрызают советскую оборону (эту неблагодарную работу выполняет 54-й корпус), а, дальше в дело вступают "моторизованные части". Какие?
А, вот для этого была выполнена перегруппировка. 22-я пехотная дивизия (на тот момент отдельная) сменила части "Ляйбштандарта", восточнее Перекопа, Часть 50-й пд сменила вторую половину "Ляйбштандарта" (ту, которая никак не могла добить наши части на Тендровском участке). Обе половины были отведены к штабу Манштейна в Асканье -Нова. Кроме того, по доброй традиции, каждая из дивизий сформировала свой "отряд преследования", состоящий из моторизованных частей.
Немецкому 54-му корпусу противостояла одна советская дивизия -156-я сд генерал-майора П.Черняева. Традиционно принято писать о том, что этого было мало, пишут про дивизию "погибавшую в одиночестве". Что мол все силы были рассеяны по полуострову из-за глупости командующего...
Давайте объективно: полоса обороны для дивизии была штатной: 5-7 км. Поставить две дивизии, означает просто понести дополнительные потери из-за избыточной плотности войск. В 51-й армии эта дивизия была самой крепкой. Оперативный резерв для контратак у нее был. В тылу была оперативная группа, способная нанести контрудар в случае прорыва.
Полоса обороны была почти завершена ( чтобы ее завершить не хватило совсем немного времени). Инженерное оснащение обороны стоит того, чтобы на нем остановиться подробнее.
К сожалению, большая часть укреплений того периода была снесена (или ее просто сровняли с землей). Приехав в первый раз на Перекоп, я не сразу и понял, куда "делись" укрепления.
Для начала, значительная часть сооружений имела стальные элементы (которые, естественно, "испарились"). Потом по этой линии прошелся 1944-й год, потом прошлись бульдозерами, потом пришел Северокрымский канал (и пришлось выкапывать и разминировать то, что пред этим заровняли), потом пришли дачи...
В общем, в результате, укрепления на местности читаются слабо.
На правом фланге советской обороны на передовой линии обороны успели построить два дота (они есть на схеме). Один (избитый и изгрызенный снарядами) был доступен (сейчас - не знаю, потом когда-нибудь съезжу) Второй вроде бы как есть на территории завода. Доты и дзоты интересные, и смотрят они как правило не вперед, а, вбок и назад. Вперед смотрит еще один дот для противотанковой пушки (тоже изгрызенный). На дамбе вроде бы как, был еще один дот (но попасть к нему не смог).
Не успели построить еще четыре, зато, на левом фланге поселок "Червоный Чабан" и кормосовхоз Ингиз превратили в опорные пункты.
На линии вала построили почти все, что планировали - 8 штук таких же дотов (нашел все, но не все сохранились)
Фланги прикрывали две флотских батареи 130-мм орудий (Б-13) на Литовском полуострове 124-я, в районе Средний Сарай 126-я.
Нет, здесь все было сделано правильно... почти правильно. Почему "почти"? Отвечу позже, а, пока посмотрим ход событий. (продолжение следует)