Когда-то вы сами стояли в прихожей с букетом цветов и кучей переживаний: а как оно там будет, в этой школе? А теперь в этой роли уже ваш ребенок – но переживаний становится только больше. Адаптируется ли? Найдет ли друзей? Повезет ли с учителем? Справится ли он вообще?!
Эмоций может быть множество. Как пережить волнительную радость – пожалуй, подсказывать не будем :) А вот как справиться с тревогой, нервозностью и даже апатичностью – расскажем. Наши методисты описали несколько типичных ситуаций и подготовили свои советы для родителей.
Ситуация 1. «Чувствую, что мой ребенок повзрослел. Теперь он более самостоятельный, и это меня тревожит».
- В первую очередь – укрепляйте связь с ребенком. Интересуйтесь, как проходят его дни, что нравится, а что нет, как он себя чувствует.
- Не стесняйтесь показывать ребенку, что его школьные успехи вам важны.
- Поощряйте самостоятельность и помогайте справиться с переживаниями из-за перемен в жизни.
Ситуация 2. «Переживаю, как ребенок адаптируется в школе, сможет ли привыкнуть к режиму»
Адаптация – действительно сложный период. Задача взрослого на этом этапе – не только помогать, но и поддерживать. Рассказывайте о своих школьных годах, делитесь добрыми воспоминаниями, так вы создадите положительное подкрепление и поможете ребенку. А если говорить именно про помощь, вот что стоит делать →
Ситуация 3. «Ох, только бы повезло с первым учителем – от него зависит очень многое».
- Встретьтесь с учителем. Личная беседа поможет составить свое впечатление и сверяться с тем, что рассказывает ребенок.
- Не избегайте собраний и общих встреч. Это не только поможет держать руку на пульсе, но и даст вам представление, как учитель решает проблемы.
- Сотрудничайте с учителем. Не пытайтесь научить ребенка чему-то «по-своему», старайтесь соблюдать школьные правила.
- Примите, что каждый учитель индивидуален. Методы его работы могут отличаться от тех, что помните вы, и это нормально.
- Поддерживайте позитивный образ учителя вне школы. Если родитель негативно отзывается о преподавателе, ребенок может усомниться в его авторитете.
- Откровенно разговаривайте с ребенком. Если он испытывает дискомфорт или его тревожит поведение учителя, обязательно обсудите это с преподавателем в личной беседе.
Ситуация 4. «Переживаю, сможет ли ребенок хороших друзей, чтобы не научили его плохому»
- Обсудите с ребенком ожидания и беспокойства. Поясните, что все дети впервые придут в школу и будут искать себе друзей.
- Содействуйте встречам вне школы. Даже обычная прогулка во дворе с одноклассниками – плюс к социальной адаптации.
- Не отказывайтесь от общешкольных активностей. Контакт с родителями одноклассников ребенка поможет понять, что это за люди и чего ждать от их детей.
Ситуация 5. «Никаких особых эмоций у меня нет»
Обычно отсутствие эмоций связано с негативным опытом – когда мы блокируем плохие воспоминания, чтобы не передать их ребенку. В подобных ситуациях:
- Постарайтесь найти позитив. Подумайте, какие плюсы будут от того, что ребенок пойдет в школу.
- Сформулируйте, каких проблем вы ждете, и продумайте несколько сценариев их решения.
- Сфокусируйтесь на чувствах ребенка: поддержите его радость, помогите справиться с волнением, поговорите о его ожиданиях.