История одного национализированного шедевра
О том, что Мещерские владели бесценными произведениями искусства, знали все – их библиотека считалась одной из богатейшей в Европе, а в семейной галерее были картины таких мастеров, как Боттичелли, Ван Дейк, Тициан, Брюллов.
Вот об одной из картин Мещерских – "Мадонна с младенцем" Боттичелли я и хочу рассказать.
Хотя позднее эксперты предположили, что это работа одного из учеников Боттичелли, но выяснят позже (см.ниже пояснения).
Описываемая мной история произошла еще до 1920 года, когда будет выпущен Декрет Совета Народных Комиссаров "О реквизициях и конфискациях", согласно которому:
Народному Комиссариату Просвещения предоставляется право реквизиции и конфискации:
а) предметов старины или искусства, вывозимых за границу без разрешения, а равно брошенных владельцем.
А пока, в 1918 году работал только Декрет "О запрещении вывоза и продажи за границу предметов особого художественного и исторического значения".
Нельзя было только вывозить из России, но еще ничего не забирали.
И поводом для издания Декрета 1920 года послужила именно "Мадонна с младенцем", о которой я веду речь.
С этой картиной разыгралась поистине сыскная история.
Когда реквизировали имущество Мещерских, обнаружили, что этой уникальной картины нет в списке! Знали, что и у кого забирать, опись реквизируемого имущества проводили очень опытные люди!
Кроме удивления, возникли еще и подозрения Мещерских в продаже великого полотна.
Дело в том, что незадолго до этого, к ним приходил посол Германии Вильгельм фон Мирбах. Подозрения в отношении посла были, и небезосновательные:
По указанию германского посла В. Мирбаха скупались золото, серебро, ценные бумаги и т. д. Под видом дипломатического багажа их отправляли в Германию. Однажды на Александровском вокзале в Москве носильщик случайно уронил чемодан. Из него посыпались облигации русских займов, слитки золота и серебра.
В.А.Клименко. "Борьба с контрреволюцией в Москве. 1917-1920".
Издательство "Наука", Москва, 1978 год.
И вот тогда поднимают тревогу, опасаясь, что "Мадонну с младенцем" продали и пытаются вывезти из страны.
Это был скандал, который дошел до руководства на высочайшем уровне.
Екатерину Мещерскую вызывают на Лубянку, и ни кто бы то ни было, а сам председатель ВЧК Феликс Дзержинский.
Екатерина Мещерская в молодости (мать Китти)
По воспоминаниям дочери Екатерины Китти (дочь тоже звали Екатериной):
Приняли вежливо. При беседе присутствовали В. Д.Бонч-Бруевич, Я. Х. Петерс и, кажется, А. В. Луначарский.
- Вы продали в Германию картину Боттичелли? — спросил Феликс Эдмундович.
- Нет, я не продавала ее…
И она рассказала о посещении Мирбахом своего дома, о том, что отказалась вести переговоры о продаже полотна.
Затем Екатерина Мещерская пишет записку дочери:
Китти! Отдай Боттичелли. Мама.
Китти послушно отдала её приехавшим чекистам.
Почему не нашли картину при реквизиции?
Дело в том, что Мещерские боялись грабежа. По словам той же Китти:
А боялись мы, в основном, анархистов, которые тогда в Москве повсеместно грабили богатые особняки и к нашему уже примеривались.
А картина спокойно хранилась дома:
Холст хранился зашитым в тяжелую парчовую занавесь, которая была на толстой подкладке.
Так "Мадонна с младенцем" оказалась в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.
Её, к счастью, не продали в последующие 10 лет, когда Советы выставляли на аукционы национализированные ценности и музейные экспонаты.
А теперь, кратко история бывших владелиц этого шедевра - Мещерских, матери и дочери
Екатерина Мещерская с детьми - дочерью Китти и сыном Вячеславом
Они не уехали из России после Революции.
Как-то раз Китти спросила у матери:
- Мама, что это за глупое, что это за унизительное слово - «бывшие»?
- Это мудрое слово, - ответила она, - это означает: они были, эти люди, а теперь их не стало. Это словно опавшая листва.
Теперь надо родиться вновь для того, чтобы жить, и это очень трудно.
После 1917 года они переехали в подмосковное имение Петровское, и жили под домашним арестом во флигеле, где был тайная комната "Шехерезада", куда мать с дочерью прятали все ценные вещи.
Позже мать Китти направит письмо Дзержинскому, после которого последует приезд красногвардейцев - они вывезут имущество из флигеля, а с Мещерских снимут арест и, заодно вручат повестку о выселении их из Петровского в 24 часа.
На фото ручной сундучок с «мелочью», который вернули Е.П. Мещерской после реквизирования золотых вещей, как «не представляющий валютной ценности». В голодные годы они будут продавать эти драгоценности и покупать себе еду.
Зимой 1922 года мама заболела тяжелой формой брюшного тифа.
На квартиру, лечение и всякие расходы я доставала деньги, продавая драгоценности и вещи.
Мать и дочь вернулись в Москву. Это был 1919 год.
До весны 1920 года они жили у знакомых, затем арест и заключение в Бутырскую тюрьму, но вскоре их освободили.
Е.П.Мещерская с дочерью Е.А.Мещерской после освобождения из Бутырской тюрьмы, начало 1920 г.
Екатерине Мещерской удалось найти работу старшей кухарки на Рублевском водопроводе и они с Китти переезжают в Рублево.
Китти в этот период попыталась поступить в консерваторию, но ей отказали из-за социального происхождения.
В Москву они вернулись в 1921 году, жили в двух комнатах своей прежней квартиры, из которой их вскоре выписали.
Китти Мещерская
Китти выходит замуж за военного летчика Н. В. Васильева и переезжает с ним в Ленинград.
В 1932 году погибает муж Китти и она возвращается к матери в Москву.
Китти Мещерская
В 1933 году её опять арестуют, сначала уволят с работы и откажут в выдаче паспорта. Но вскоре освободят. Таких арестов будет больше 10 и каждый раз её будут отпускать на свободу.
Киты была замужем еще три раза: вторым мужем стал изобретатель (Д.З. Фокин), третьим композитор (М.И. Лалинов).
Четвертым мужем Китти, с которым они проживут вместе 38 лет, стал сын расстрелянного генерала, бывший актер И. С. Богданович .
Китти с мужем И. С. Богданович
Екатерина Мещерская и Игорь Богданович в день венчания 1970 г.
В 1980 году ей назначат персональную пенсию союзного значения.
Екатерина Александровна (Китти) проживет долгую жизнь и умрет в 91 год.
Китти Мещерская
Китти в детстве
А теперь, информация о картине:
Школа Боттичелли. Мадонна с младенцем.
Первая половина XVI века. Холст, масло с добавлением темперы. Тондо. ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Находившаяся в собрании князей Мещерских картина была опубликована П.П.Муратовым и приписана им не самому Боттичелли, как считалось владельцами, а римскому ученику Боттичелли (так называемому Алунно Романо ди Сандро, выделенному в творчестве школы Боттичелли Б.Бернсоном и Адольфо Вентури), работавшему в конце XV века
(см.: Муратов П.П. Новое тондо школы Боттичелли // Старые годы. 1911. Май. С. 29-35).
.