Самые лучшие технологические разработки, как известно, создаются в военный период: пенициллин, первые ядерные ракеты и бомбардировщики — всё это создано в военное время. Холодная война не стала исключением, ведь для борьбы с влиянием НАТО Советский Союз проектировал такие изобретения, как «Боевой крот», авианосцы «Орел» и «Ульяновск».
Но после появления новейшего советского ракетоносца атлантический альянс решил незамедлительно сворачивать противостояние и заговорил о вечном мире. Что это за ракетоносец, почему он стал актуален в 2023 году и чем так опасна его модернизация? Давайте разбираться.
Повторение истории
Холодная война закончилась унизительно для СССР, который опережал по технологическим, космическим и инженерным сферам влияния будущего атлантического гегемона. К сожалению, руководство страны приняло решение подписать Женевское соглашение о политическом урегулировании положения, еще веря в несбыточные обещания Белого дома о крепкой дружбе. Но как ни парадоксально, несмотря на бессмысленные уступки со стороны Советов и агрессивные требования Вашингтона прекратить производство ракетоносца, в 2023 году вопрос вновь был поставлен ребром.
Напомним, что свой авиапарк Россия начала ударными темпами восстанавливать еще в 2019 году:
«В 2020 году завершилось выполнение нескольких многомиллиардных контрактов по серийному производству боевых самолетов и вертолетов. После годичной паузы из-за аварии в декабре 2019 года войскам для испытаний передан первый серийный истребитель пятого поколения Су-57. До 2028 года должно быть произведено 76 машин, что позволит полностью укомплектовать прорывной техникой три строевых полка», — сообщают «Известия» с ссылкой на МО.
Кроме того, ударными темпами идет модернизация и российских ракетоносцев:
«В этом году по программе Ту-95 благодаря «Кузнецову» [ОДК-Кузнецов — российская машиностроительная компания] будет в два раза поднята боевая мощность наших стратегических бомбардировщиков», — сообщил замглавы Минпромторга России Олег Бочаров.
Помимо Ту-95, похожую модернизацию пережил и Ту-160: дальность модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-160М2 увеличилась более чем на 1 тыс. км после установки нового двигателя, а револьверные пусковые установки позволяют самолёту нести до 12 крылатых ракет воздушного базирования, в том числе с ядерным боеприпасом.
Но самым важным событием в мире авиации стал Ту-22:
«Данный самолет представляет серьезную опасность для западных стран», — рассказывает британский таблоид The Sun.
Чего же так боятся недружественные страны и какие изменения были внесены в Ту-22 — ракетоносец, ставший причиной окончания холодной войны?
Скачать мобильное приложение SFERA:
🇷🇺Rustore
🤖Android
🍎iOS
SFERA — это мессенджер, социальная сеть, сервис знакомств, поиск новых друзей, поиск работы/сотрудников, видеосервис и многое другое. Всё бесплатно и без рекламы. Мы за развитие, мы для думающих людей и мы против деградации.
«Шило» в советской авиации
Самолеты Ту-22 начали поступать в эксплуатацию в 1962 г. Советские летчики между собой прозвали железную птицу «шило» из-за внешнего вида. Тогда взлетная и посадочная скорости были на 100 км/ч выше, чем у Ту-16. Самолет выполнял задачи и разведочного характера: один из приемов применения Ту-22Р назывался «укол» и предназначался для вскрытия системы ПВО интересующей страны. Понятно, что это не очень нравилось последним, учитывая напряженность коллективного Запада в нарастающем конфликте. Но удивительно другое.
Ту-22 был разработан в противовес американскому В-58 и по началу оснащался двухконтурным турбореактивным двигателем НК-22 (с форсажной камерой). После выявления некоторых недостатков самолет оборудовали доработанным двигателем НК-25 (Ту-22М3), с тягой 25000 кгс на форсаже. Изюминкой Ту-22М была способность летать на низкой высоте с огибанием рельефа местности (подобно крылатым ракетам). Эта и некоторые дополнительные особенности предполагалось использовать для прорыва ПВО противника.
Именно из-за нее на каждых переговорах по ограничению или сокращению вооружений американцы неизменно выставляли требования ликвидации Backfire, как они его называли. Что же с самолетом сейчас и почему он так пугает коллективный Запад?
И снова на взлет
Первые серийные Ту-22М3М поступили в войска в 2021 году. Самолет стал модернизированной версией дальнего бомбардировщика-ракетоносца ТУ-22МЗ со стреловидным крылом.
Главным преимуществом модели стало оборудование для дозаправки в воздухе. Однако такое оборудование пришлось демонтировать после участия России в договоре ОСВ-2 (Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений — опять уступки Вашингтону). Сейчас по объективным причинам все ограничения сняты. Что еще изменилось в новой модели?
Сейчас самолет с легкостью может принять на борт ядерное вооружение. Именно это стало важным фактором сдерживания агрессии против РФ, ведь самолет может развить скорость до 2000 км/ч. На борту самолета заменены радиоэлектронные системы и прицельно-навигационный комплекс, что упрощает пилотирование. Но и это еще не всё:
«Ту-22 использует высокоточное неядерное вооружение, например, крылатую ракету X-32, которая поражает цели на дальности до 1000 километров. Подобные ракеты не будут сбиты противовоздушной обороной и истребителями противника. Скоростные показатели этого «снаряда» превышают звуковую скорость в пять раз», — сообщают «Известия».
Получить Ту-22 должны весь арсенал современных средств поражения вплоть до «Кинжала».
По итогу, 80% всей авионики должно быть заменено. По сути, от советского самолёта останется только планер да уникальные двигатели легендарного ОКБ Кузнецова. Но и с ними всё не так однозначно.
По имеющейся информацией, Ту-22М3М получит не модернизированные двигатели НК-25, что предполагались для версии Ту-22М4 (от него отказались несколько лет назад). А, внимание, двигатели НК-32 от «Белого лебедя». И мало того что они мощнее тех, что использовались на Ту-22 ранее, так ещё и их топливная эффективность была значительно улучшена после недавней модернизации.
Да, НК-25 однозначно хороши и их можно было бы, низкий поклон коллективу ОДК Кузнецова, модернизировать. Документацию и компетенции предприятие сохранило. Но если выбирать, то установка уже готового НК-32-02 — это просто ультимативный шаг. НК-32 до сих пор остаётся непревзойденным по многим параметрам. А о его модернизированной версии, ясное дело, и говорить не стоит.
И, разумеется, с таким заделом Ту-22М3М с лёгкостью перешагивает в разряд стратегических ракетоносцев. А теперь изюминка сегодняшнего выпуска. У РФ всего 17 самолетов Ту-160. А количество Ту-22 переваливает за 120. И каждый из них потенциально является носителем ЯО. То есть количество стратегов может вырасти в 8 с лишним раз. И разве может такое не волновать тех, кто открыто говорит о нанесении вoeнного поражения России?
🚫Мы много сил вкладываем в качество статей. Поддержите нас лайком и подпиской, если вам это нравится.
Читайте далее:
Материал создан при поддержке проекта SFERA