«Женским замышлением» называли в старину на Руси кружевоплетение. И самые затейливые замыслы рождались у мастериц из Ельца. Из века в век создавалась история промысла, руками кружевниц выплеталась его судьба, его красота… И теми, кто хранит традиции, нельзя не восхищаться. Знакомьтесь с мастером кружевоплетения Мариной Рышковой, чьи работы уже не раз экспонировались в выставочном зале г. Лабинска.
Приводим выдержки из ее интервью «Провинциальной газете»:
- Марина Вячеславовна, существует легенда, согласно которой кружево распространилось в России благодаря стараниям Петра I: он вывез из Голландии несколько кружевниц, они же, в свою очередь, стали обучать русских мастериц. Со временем образовалось две основные школы кружевоплетения: елецкая и вологодская. Впоследствии елецкое кружево стало настолько известным, что его вывозили за границу за огромные и по тем временам деньги - миллиард нынешних рублей. А как Елец стал ближе к Лабинску?
- С детства меня окружало рукоделие, им занимались и бабушка, и мама. Несмотря на непростую жизнь в селе, они всегда находили место красоте. Любимым занятием бабушки Евдокии Семеновны Сычевой была вышивка гладью. В ее доме она была повсюду: на подушках, на подзоре на кровати, на рушниках, накидках. Любовь к творчеству передалась и моей маме Валентине Яковлевне Пономаревой. Она освоила разные техники вышивки, а также вязание. До сих пор у нас в доме хранятся ее огромные вышитые картины. Причем надо отметить, что раньше ведь схем вышивки не было. Мама брала понравившиеся репродукции известных картин и переносила изображение на ткань, чтобы потом час за часом, ночь за ночью сидеть и кропотливо выводить иголкой, например, портрет незнакомки Крамского или Ромео и Джульетты. Естественно, тяга к прекрасному зародилась во мне. Мама всегда мечтала освоить кружевоплетение. Но реализовала эту мечту я. Для этого пришлось проехать не одну сотню километров. Дело в том, что елецкому кружевоплетению невозможно научиться самостоятельно или, как сейчас многие, с помощью онлайн-уроков через интернет. Только наблюдая за движением рук вживую можно постичь все нюансы. Для меня эта дверь открылась в 43 года. Я ехала в Елец и не была до конца уверена, что смогу научиться. Думала, что только с детства можно обрести такие навыки. Но все сложилось замечательным образом, будто судьба вела меня к этому ремеслу. Родственники из Ельца, которым я как-то упомянула о желании заняться кружевоплетением, позвонили и пригласили в гости, пообещав найти мне наставницу. Первый вариант отпал из-за форс-мажора. И тут жена моего брата вспомнила, что с детства засыпала под стук коклюшек. Кружева всегда плела ее соседка. Отыскали бабушку Аню. Она согласилась взять меня в ученицы, только надо было найти подушку и коклюшки. А тут на глаза попалось объявление. Оказалось, что одна из мастериц, которой на тот момент исполнилось 86 лет, продает коклюшки. Возраст уже не позволял заниматься ремеслом. Рабочие коклюшки я у нее купила, а в придачу она подарила мне резные коклюшки доставшиеся ей от свекрови. Им было более ста лет. Хоть в некоторых местах дерево и рассохлось, они меня поразили своей красотой. Раньше каждый резчик наносил на коклюшку свой узор. Нашлась и подушка – барабан. Его тоже изготавливают мастера. Это сноп сена, спрессованный особым способом и обтянутый тканью. И тут многое от умения мастера зависит: в будущую подушку должна свободно входить и выходить иголка, но в то же время необходимо, чтобы твердость была такой, чтобы можно было зафиксировать плетение. В общем я счастливая примчалась к бабушке Ане со своими подушкой и коклюшками. Она и говорит, зачем нам учить фрагменты. Нашла сколок (картинка, представляющая собой схему для будущего плетения) воротника, и вот эта была моя первая работа, которую я закончила за семь дней. Я едва успевала следить и копировать движения рук мастерицы. Она была замечательным учителем, всегда подбадривала: «Ой, да научишься! Все получится! Давай помогу!».
Вообще когда было отменено крепостное право, в губерниях появилось большое число кружевниц-надомниц. В каждой территории был свой стиль. В то время это было настолько востребовано, что плели кружево не только женщины, но и мужчины. В Ельце кружево - многопарное. В нем может применяться до нескольких сот пар коклюшек. Это самый сложный вид плетения. Ремесло стало поддержкой населения, тонкости ажурного плетения передавали из поколения в поколение. Сейчас же мастериц осталось не так много. И вот благодаря одной из них, я освоила елецкую технику. Оставалось только закрепить. Создавая все новые и новые изделия, постепенно пришла сноровка, скорость. Всегда нравится, как поют мои коклюшки.