Считалось, что в ночь на Агафона из лесу выходит Леший, который может раскидать готовые снопы, что-то испортить, начудить. Поэтому мужики даже выходили в поле стеречь гумна, причем непременно надев одежду на изнаночную сторону. Это связано с тем, что и сам Леший, всегда показывается «непривычно» одетым — наизнанку, правое перепутано с левым:
«Видом своим напоминает человека, может принять облик знакомого, родственника. Но если внимательно приглядеться, можно узнать его: на нем почти всегда красный кушак, «левая пола кафтана запахнута за правую, а не наоборот, как все обычно носят; обувь перепутана — правый лапоть надет на левую ногу, левый — на правую. Глаза у лешего зеленые и горят, как угли."
(Ярославское Пошехонье)
Интересно, что с "изнаночной стороной" связан не только образ самого Лешего, но и способ противостояния ему. Так, считалось, что если кто-то заблудился в лесу, "Леший кругами водит", то следует одеть кафтан наизнанку и поменять местами обувь, а также рукавицы — и тогда хождение по кругу закончится и можно будет легко найти дорогу. Вероятно, это связано с тем, что Леший воспринимался как пограничное существо, находящееся в Нави — именно поэтому он приходит как бы "отзеркаленным". В то же время, если следуя за Лешим человек пересек эту черту междумирья, то и ему нужно "отзеркалить" самого себя, чтобы вернуться обратно в Явный мир. Кстати, близкие черты "изнаночной" стороны, пограничья хорошо видны в образе Бабы Яги — "костяная нога" у нее одна потому, что она живет на границе миров, являясь как бы наполовину мертвой. Другой признак принадлежности к потустороннему — одноглазость (так, у скандинавов верховный бог Один имеет только один глаз).
В новгородских землях Лешего описывали по-другому, хотя и тут есть приоритет левого(=изнаночного) над правым и необычная распоясанность: он является „стариком в белой одежде и белой большой шляпе, никогда не подпоясанным; всегда когда садиться, закидывает левую ногу на правую“. В иным местах верили, что у лешего нет бровей и ресниц и только одно ухо — левое (=изнаночная сторона, аналог — одноглазость).
Повсеместно было распространено поверье, что Леший не терпит, когда путники в лесу ложатся ночевать или разводят костер на тропе. Непременно им будет чудиться, что кто-то свистит, кричит, мчится через лес и звенят колокольчики. Может Леший и разбросать головешки в костре.
Но Леший не только "кружит" путников, пугает и проказит — если относится к нему с почтением, он может стать и добрым проводником, помочь, отвести беду. Изначально он скорее нейтрален — он не добрый и не злой. Он — другой, чужой, настороженный, он — лицо Леса и Мира Природы, с которым не всегда просто, но можно найти общий язык. Иногда его образ сближается с образом Велеса — бога-мудреца, покровителя животных, ночи, текучей воды, льда и снега.
****************
Полный РУБРИКАТОР со всеми статьями
О проекте "СНЕГИРЬ" - зачем нас читать и чем мы отличаемся от других каналов?
Больше интересных статей от журнала "СНЕГИРЬ":
Сколько раз менялся календарь от Древней Руси до наших дней
Давно ли на Руси установилась семидневная неделя?
***************************
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы быть в курсе выхода новых материалов!