Найти тему
СНЕГИРЬ

Русские народные традиции на 21 сентября - Осенины. Рождество Богородицы. Праздник урожая и чествование Матери Земли.

Поразительно, как в этом дне как в точке пересечения сошлись христианские и дохристианские традиции. Православная церковь 21 сентября (в день равноденствия, когда день равен ночи) отмечает праздник Рождества Богородицы, но ведь и задолго до прихода христианства на наши земли этот день был связан с праздником чествования Великой Матери, Матери Сырой-Земли, щедрой дарительницы урожая и всех жизненных благ.

Виктор Корольков. Макошь
Виктор Корольков. Макошь

Более того, по характеру древних праздников можно достаточно четко разделить год на женскую и мужскую половину, на время господства женских и мужских энергий. Во всех индоевропейских культурах первые связаны с темным, ночным, пассивным, а последние — со светлым, солнечным, активным. Так, время господствования женских энергий начинается как раз с 21 сентября — когда ночь становится равна дню, а затем побеждает его. Начинается этот период с великих праздников урожая и почитания предков, на которых женское начало проявляется и чествуется в образе щедрой, доброй и величественной Матери, а заканчивается ровно через полгода — 21 марта на день весеннего равноденствия, когда традиционно праздновали Масленицу, то есть провожали Зиму и встречали Ярилу (солнечного юношу, несущего Весну). Именно Зиму или Марену сжигают в виде чучела в этот день, когда женские энергии в образе уже злобной дряхлой Старухи уступают время энергиям мужским.

Максим Кулешов. Макошь
Максим Кулешов. Макошь

И если „мужская“ половина года направлена вовне, на „преобразование“ мира, проявление в нем — пахота, сев, работы в поле от зари до зари, а также веселые хороводы, то „женская“ половина года — это направленность внутрь, в себя, на тихие домашние работы (веретено, прялка, починка инвентаря), время подумать, получить новые знания (учеба детей зимними вечерами), а также время посиделок, когда будут рассказывать таинственные истории и петь тихие песни.

Осенний праздник урожая — по-другому „Оспожинки“ отмечали обычно не менее недели. Причем чем урожайнее было лето — тем продолжительнее и праздник. В то же время, этому может быть и иное объяснение, так Станислав Ермаков (в книге „Тропою забытого волшебства“) пишет, что наши предки отмечали ключевые праздники не только в привязке к солнечному циклу, но одновременно (!) и к лунному.

„Сильными праздниками“ (Велик-днями?), вероятно, считались те, в которые „одинаковые по направленности“ фазы солнца и луны сходились в одной точке. Так как это явление довольно редкое, то праздник мог и намеренно затянуться на неделю, чтобы захватить и солнечную и лунную точку нужного перехода. Применительно к Осеннему равноденствию — когда женская энергия, традиционно ассоциирующаяся с Луной, начинала преобладать над мужской — соответствующей Солнцу, эта солнечно-лунная взаимосвязь, вероятно, имела особенно важно значение.

Добавьте описание
Добавьте описание

Но как понять в чем заключается соответствие фаз и циклов? Это вовсе не сложно — важен принцип подобия. И день, и месяц, и лунный цикл, и год и человеческую жизнь можно условно разделить на четыре четверти:

  • Утро — молодое солнце — весна — 1-я четверть луны (растущая половина) — юноша — Ярило — весеннее равноденствие (21 марта);
  • День — зрелое солнце — лето — полнолуние — мужчина — Купала — летнее солнцестояние (21 июня);
  • Вечер — угасающее солнце — осень — 3-я четверть луны (убывающая половина) — старик — Авсень — осеннее равноденствие (21 сентября);
  • Ночь — зарождающееся солнце — зима — новолуние — ребенок — Коляда — зимнее солнцестояние (21 декабря).

Соответственно, „сильным праздником“ считался бы Праздник урожая (Матери-земли, Осенины), когда на 21 сентября (солнечный цикл — точка равноденствия) приходилась бы точно 3-я четверть луны (лунный цикл). Если 3-я четверть луны приходится, скажем, на 25 сентября (или в иной срок в пределах недели до или после солнечной точки), то праздник, предположительно, начинался раньше или продлялся соответственно.

На день осеннего равноденствия в некоторых регионах также гасили старый и возжигали новый огонь (возможно, аналогичный обряд на Семен-день — это именно отголосок данного изначального „солнечного“ праздника, совмещенный с празднованием Нового Года), ходили в гости (особенно молодые к родителям), угощали всех близких, соседей и родственников. Внуки часто оставались у бабашек и дедушек на неделю и дольше после праздника. Убирали пчел с пасек и пчельников.

****************

Полный РУБРИКАТОР со всеми статьями

О проекте "СНЕГИРЬ" - зачем нас читать и чем мы отличаемся от других каналов?

Больше интересных статей от журнала "СНЕГИРЬ":

Сколько раз менялся календарь от Древней Руси до наших дней

Какие календари использовались в России до Петра Первого и какие именно 5508 лет он вычеркнул из истории

Давно ли на Руси установилась семидневная неделя?

***************************

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы быть в курсе выхода новых материалов!

Дзен

VK

Telegram

You tube

Сайт журнала "СНЕГИРЬ"