Сентябрь у славян назывался хмурень (портится погода, приходят дожди, дни становятся короче), ревун, рюен, рюин (гон оленей), зоревник, зоревик, коловоз («перевозит» год на другую сторону — с 21 сентября ночь становится равна дню, а потом все более увеличивается), венич, вересен (цветение вереска — одного из немногих растений, которые расцветают осенью), жовтень (листва желтеет), листопад.
Современное название месяца происходит от латинского слова «septem» — то есть «седьмой». В римском календаре этот месяц изначально был седьмым по счету, пока не была проведена календарная реформа.
Сентябрь — это «вечер года» — время, когда все, с одной стороны, угасает, клонится к закату, а с другой — время изобилия, завершенности и получения заслуженной награды за все весенне-летние труды. Именно поэтому месяц одновременно наполнен и светлой грустью, и радостью, и спокойствием. И если начало сентября еще проходило в заботах, связанных со сбором урожая, то конец сентября — это пора великих праздников урожая и начало свадебной поры. Красной нитью через все обряды и праздники месяца проходит тема угощений (дары богам, предкам-хранителям, угощения для бедных и нищих).
Присказки, посвященные сентябрю, в основном подчеркивают стремительное похолодание:
Холоден сентябрь, да сыт.
Холоден батюшка-сентябрь, да кормить горазд.
Что июль с августом не сварят, того не зажарит и сентябрь.
В сентябре синица просит осень в гости.
Понеслись ветерки с полуночи, ай да сентябрь!
Сентябрь птиц в дорогу торопит.
С сентября лес реже и птичий голос тише.
В сентябре держись крепче за кафтан.
В сентябре шуба за кафтаном тянется.
В сентябре и лист на дереве не держится.
В сентябре днём погоже, а по утрам негоже.
Пришел сентябрь, подули ветерки с полуночи (т. е. с севера).
Приметы же традиционно посвящены предсказанию погоды в краткосрочном и долгосрочном периоде:
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Пока лист с вишни не опал, сколько бы снегу не выпало, оттепель его сгонит.
Паутина стелется по растениям — к теплу.
Много желудей в сентябре на дубу — к лютой зиме.
Если в этом месяце на дубах будет много желудей, то ожидай и много снегу перед рождеством.
Частые и сильные туманы, бывающие в сентябре, особенно без ветра, причиняют болезни людям слабого здоровья.
На деревьях безвременно появляются желтые листья — к ранней осени.
Влажное лето и теплая осень — к долгой зиме.
Если бурьяны очень высоко растут, то будет много снега.
Если осенью с деревьев опадают не все листья, то зима будет холодной.
Если журавли летят высоко, не спеша и «разговаривают» — будет стоять хорошая осень.
1 сентября — Андрей Стратилат — тепляк.
В отдельных регионах поспевает овес, в других его «готовность» определяют по направлению ветра:
Если ветер дует с юга, тогда говорят: «Пошли овсы на спех».Ветер, дующий с юга обещает хороший урожай овса.Стратилатов день приспел — овес поспел.
3 сентября — Фаддей
День определяет погоду на долгое время вперед: если на Фаддея ясно — то еще четыре недели будет хорошая погода.
5 сентября — Луппа-брусничник
Начинаются первые заморозки, „утренники“, вредные для овса и льна, поэтому их непременно старались убрать до этого дня:
Святого Луппа — мороз овсы лупит.
Луппы льны или овсе лупят.
Прозвание „брусничник“ отражает другую характерную примету дня — поспевание брусники:
На Луппа брусника поспела, и овес отбронел (дошел).
Если доспевает брусника, то и со жнитвом овса надо торопиться.
Кроме того, на Луппу наблюдают за журавлями и по их поведению предсказывают грядущие погодные изменения:
Если журавли летят низко, то зима теплая, если высоко — то холодная.
Журавли летят низко, быстро, молчком — жди скорого ненастья.
7 сентября — Тит и Варфаломей
Грибное время, пора собирать урожай лесных даров.
Святой Тит последний гриб растит.
Кто пораньше встает — тот грибов наберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.
Большой урожай грибов (в течение лета) предвещает продолжительную зиму.
Грибы грибами, а молотьба за плечами.
Бояться волков — быть без грибков.
Не всякий гриб в лукошко кладут.
При царе Косаре, когда грибы воевали.
8 сентября — Наталья-овсянница
Все начало сентября так или иначе связано со сбором урожая овса, но, в зависимости от широты — где-то его только закашивают, а где-то уборка уже оканчивается.
На Наталью-овсянницу варят овсяный кисель и пекут блины.
Не вырастет овес — наглотаешься слез.
Не кони везут, овес везет.
Не погоняй кнутом, погоняй мешком!
У сытого коня восемь ног.
А вот и загадки про овес:
На кургане-варгане стоит курочка с серьгами. (Овес).
В поле сережки на тоненькой ножке. (Овес).
10 сентября — Анна и Савва скирдники.
Спешат убрать хлеб в скирды.
Хлеб складывают в одонья, клади, скирды.
11 сентября — Иван-постный, полетний, полетовщик.
В церковной традиции отмечается день Усекновения главы Иоанна Крестителя. Соблюдается строгий пост, во время которого нельзя употреблять даже яблоки, картофель, капусту, лук, репу — то есть практически никакие овощи. Связано это с запретом на употребление „круглого“ — всего, что похоже на голову. Также под запретом все красные плоды и напитки - напоминающие своим цветом кровь. Кроме того существовал запрет брать в руки нож или что-либо резать, и запрет на песни и веселье (так как дочь Ирода именно с помощью песен и плясок добилась того, чтобы Иоанну Крестителю отрубили голову).
В народном создании все это нашло отражение в „просторечном“ названии дня — Иван постный, Иван полетний. Присказки и приметы указывают на то, что дыхание осени начинает ощущаться совершенно отчетливо, улетают птицы:
Иван постный пришел, лето красное увел.
Иван постный — осени отец крестный.
С постного Ивана не выходит мужик без кафтана.
Иван Предтеча гонит птицу за море далече.
На Ивана Крестителя журавли пошли на юг — к ранней зиме.
С Ивана постного убирали репу. „Репный“ праздник отмечался без шумных песен и гуляний (по обозначенным причинам), зато с обильным угощением для бедных, неимущих и странников.
13 сентября — Куприян
На Куприяна начинали собирать корнеплоды, в частности картофель. Речь, конечно, идет о временах после Петра, так как до XVIII века картофель на Руси не употребляли, выращивая в основном злаковые, репу, амарант.
14 сентября — Симеон Столпник. Семен-летопроводец. Семен-день. Марфа.
С середины XIV века до 1700 года отсчет Нового года на Руси начинали с 1 сентября, причем по старому стилю 1-е сентября как раз приходилось на день Симеона Столпника, по этой причине с ним связано множество различных начинаний и завершений.
Что начинали:
- Начинались засидки — то есть работа в избах при огне, посиделки с рукодельем;
- Накануне праздника огонь в доме тушили и на Симеона разводили новый путем трения дерева;
- Начинали мочить коноплю, сушить и мять лен;
- Начинали копать картофель;
- Открывали ворота для домашнего скота, чтобы он уходил пастись в поле (до Симеона еще много работ и скотину на вольный выпас не пускают);
- Символически закапывали с землю мух, тараканов, других вредных насекомых — чтобы они пропали;
- Солили огурцы;
- Начиналась свадебная пора (с Семен-дня до Гурия — 28 ноября);
- Переходили в новый дом, на новоселье;
- Существовал обычай на Симеона сажать на коня мальчика „при переходе от младенчества к четвертому году“ — для него этот день становился своеобразным посвящением, началом жизни в несколько ином статусе: уже не младенец, а мальчик. Также мальчика стригли и вывозили в поле на символическую первую охоту;
- Псарные охотники на Семен-день в первый раз выезжали в поле, также на Семена начинали ловить зайцев. Считалось, что для успешной ловли зайца нужно знать „словинку“ — особый заговор, именно поэтому не так уж многие умели добывать косого.
С Семенова-дня начинался отсчет так называемого „бабьего лета“, которое продлиться до осеннего равноденствия 21 сентября. Так как день во всех смыслах „поворотный“ применительно к нему особенно много погодных примет:
Если первый день бабьего лета будет ясный и теплый, то и вся осень будет теплая и ведреная, и наоборот.Бабье лето ненастно — осень сухая.На Семен-день ясно — бабье лето теплое.
Что завершали:
- Уборку ярового: „коли на Семен-день не убрали колосовые, считай, пропал урожай: зерно выпало наземь“;
- В южных районах на Симеона снимали с бахчи арбузы и дыни;
- Все торговые и хозяйственные договоры и сделки заканчивались на Симеона, прекращались все оговоренные условия и договоры (об аренде земли в наем, о вылове рыбы и проч.);
- На Симеона — последний день внесения податей, оброков и пошлин за прошлый год;
- Судебные разбирательства: день известен как день царского суда — так, грамоты свидетельствуют, что крестьяне и монастырский люд три раза в году могли обратиться за судом лично к царю — на Рождество, на Троицу и на Семен-день.
17 сентября — Богородица Неопалимая Купина. Луков день.
Неопалимая Купина — это икона, написанная по определенному канону. Она представляет собой либо объятый пламенем куст над которым возвышается изображение Богородицы с младенцем, либо Богородицу в центре восьмилучевой звезды.
В народном фольклоре она приобретает некую самостоятельность, как отдельный персонаж, а не просто сюжет посвященный Богородице. Считалось, что Неопалимая Купина является охранительницей дома от пожара и молнии, но в то же время крестьяне верили, что прогневавшись, она может и, наоборот — наслать их, что сближает ее образ с народным образом Ильи-пророка, в котором угадывается множество черт дохристианского бога воина и громовержца — Перуна. Также образ близок дохристианской Перунице (или Деве-Додоле, чье имя засвидетельствовано в том числе у всех южных славян) — спутнице Перуна, которой молились о дожде. Само слово Перуница означает молнию.
Возвращаясь к самому дню 17 сентября — именовался он еще и Луковым, так как „на Неопалимую Купину начинали выкапывать лук из гряд“.
21 сентября — Рождество Богородицы. Осенины. Оспожинки.
Поразительно, как в этом дне — на который приходится осеннее равноденствие (день равен ночи) как в точке пересечения вновь сошлись христианские и дохристианские традиции. Читать подробнее в полной версии статьи на сайте СНЕГИРЬ.
23 сентября — Петр и Павел — рябинники
День посвящен сбору ягод рябины — их срывали и вешали под крышу, при этом — что характерно — обязательно оставляли часть урожая на кусте для птиц. Человек живший в согласии с Природой и ощущавший себя ее частью никогда не брал больше, чем ему необходимо и заботился как о возобновлении урожая чего бы то ни было, так и о других живых существах.
Если рябины в лесу много — осень дождливая, если же мало — сухая.
Как рябины много уродилось, то сыра осень будет, а как нет горазно, то суха осень живет.
Много ягод на рябине предвещает строгую зиму, посему и заготавливают тогда рябиновый квас, предсказывая на зиму воспалительные болезни, неразлучные со строгою зимою.
24 сентября Федора-обдера, замочи хвосты.
День считался очередным ощутимым переходом к осени — теперь уж не просто желтеют листья, укорачиваются и холодают дни, но и начинаются затяжные дожди, а „всякому делу — конец“, в том смысле, что если чего-то не успел за прошедший сельскохозяйственный цикл — то уже не наверстаешь.
В Федору лето кончается, осень начинается.
Не каждое лето до Федоры дотянет.
Становится слякотно, все чаще идут дожди.
Федоры-обдеры: обивается оставшийся на корню хлеб.
В этот день осень ездит на гнедой кобыле.
Преподобная Федора — всякому делу аминь.
26 сентября — Корнилий
С Корнилья корень в земле не растет, а зябнет.
Убирают все корневые овощи — картофель, брюкву, морковь, хрен, кроме репы.
27 сентября — Воздвиженье, Здвиженье
Подробнее про этот особый день, наполненный приметами и традициями, связанными с движением - читайте в полной версии статьи на сайте СНЕГИРЬ.
28 сентября Никита-гусепролет, гусарь, гусятник, репорез.
Начинают срезать репу и бить домашних гусей, а дикие гуси отправляются в теплые края на зимовье. Именно это время считается и лучшим временем для охоты на гусей, с одной стороны они нагуляли жирку, а с другой «хватили ледку». Считалось, что заморозки придают гусиному мясу более тонкий вкус, а чем позднее осень — тем вкуснее гусь.
Гуси летят в отлет.
Гуси летят — зимушку на хвосте тащат.
Одного гуся без головы бросали в реку или озеро, чтобы задобрить водяного, гусиную же голову отдавали домовому.
Также на Никиту стригли овец. До зимы и холодов они как раз успеют обрасти новой шерстью, достаточной, чтобы их согреть, и в то же время — у людей будет время сделать новые валенки или шерстяные онучи.
Наконец, резали репу — последней среди всех овощных культур. Ее употребляли в свежем, вареном и вяленом виде, пекли с репой пироги, варили кашу и делали репный квас.
****************
Больше интересных материалов:
Полный РУБРИКАТОР со всеми статьями
О проекте "СНЕГИРЬ" - зачем нас читать и чем мы отличаемся от других каналов?
Художник, прославивший "русский стиль" в России и мире, но оставшийся малоизвестным
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал - это очень поможет его продвижению!
****************