Каждая картина, иллюстрация, набросок Лидии Яковлевны Тимошенко — это результат творческого поиска. Не слома привычных смыслов ради их деконструкции, не попытки повернуть реальность неожиданной стороной к зрителю и даже не следования какому-либо творческому методу.
А именно поиска.
Её авангард не стремился видоизменять природу вещей или наделять её новыми, несвойственными смыслами. Никаких типично авангардистских: «Я так вижу!», и уж тем более никаких: «Я так хочу!» здесь нет. Лишь: «Взгляните, что я нашла!» Лишь чуткость и наблюдательность, полное приятие и следование духу момента. И искреннее желание мастера поделиться его неповторимой красотой со всем миром. Полно, щедро и точно.
Отсюда — чудесные сочетания мягких тонов на детских портретах и жанровых зарисовках тридцатых годов. Отсюда же — строгая выразительность твёрдых линий на иллюстрациях, созданных художницей для романа «Евгений Онегин».
Обратите внимание, уважаемый читатель, насколько эти произведения Лидии Яковлевны Тимошенко разнятся по стилю, настроению, символическому наполнению. Но, несмотря на свои очевидные различия, все они складываются в единую, стройную концепцию. Неразрывно связаны «красной нитью» эмпатии мастера к героям и темам её работ. Её живыми эмоциями, желанием уберечь от превратностей судьбы и сохранить для зрителя гармонию характеров, явлений, событий, свидетелем которой она являлась. Отсюда — лаконичность и уютная камерность её произведений...
Таланту Лидии Тимошенко покорилось множество стилей и жанров. Оттого среди специалистов её творческий путь принято делить на ярко выраженные периоды, легко классифицируемые с точки зрения методов и средств, применявшихся художником для реализации творческих замыслов. Но «легко» — не всегда означает «правильно». При всём уважении к коллегам, не можем согласиться с тем, что экспрессивность и острота живописной манеры Тимошенко «образца» 30-х куда-то улетучилась в 60-е. Превратилась в мягкую, сугубо женственную лиричность.
Ничего подобного. Харизматичная жесткость линии и бескомпромиссный монохром туши навсегда сохранились в «арсенале» мастера, о чём живо свидетельствуют книжные иллюстрации тех лет, выполненные её рукою. Они всего лишь уступили ведущее место новым «любимчикам» нашей героини, сосредоточившейся на портретировании дорогих её сердцу людей.
По сути дела, «эмпатический» период Тимошенко никогда не заканчивался и ни на чём не прерывался. Лишь находил для себя новые формы выражения. Пробовал силы в иных жанрах, подпитываясь новыми впечатлениями и жизненным опытом живописца. Это был постоянный творческий поиск. Это был совершенно особенный советский авангард.
Прямо сейчас, в эти августовские дни и вплоть до десятого сентября, в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков проходит выставка работ Лидии Яковлевны Тимошенко. Всячески советуем и рекомендуем! Ну а со своей скромной стороны презентуем Вам несколько работ художника в цифровом формате. Приятнейшего просмотра! И до встречи в комментариях.
Автор: Лёля Городная. Вы прочли статью — спасибо. Будем рады новой встрече с Вами, уважаемый читатель.