Согласно нашему недавнему опросу, многие считают, что брать родных на работу – так себе идея. Завышенные ожидания от карьерного роста, чувство безнаказанности и неадекватная реакция на критику – самые частые опасения владельцев бизнеса.
С другой стороны, где искать сотрудников? К родным больше доверия, их поведение и мотивы понятны. Члены семьи, особенно на старте, – часто единственный источник дополнительных рабочих рук.
Изучили истории предпринимателей, которые работали с родственниками, и выделили общие принципы, которых советуют придерживаться.
Сделать «на берегу»
Еще на этапе обсуждения стоит озаботиться такими вопросами:
1. Честно ответить себе, чем продиктовано решение работать с родственником? Его профессиональными качествами или вашим чувством долга? Бывает, что человек умеет всего понемногу: помогал делать сайт, полгода работал в продажах и чуть-чуть с маркетплейсами. Тогда не стоит придумывать персональную вакансию под его компетенции. Лучше подберите должность, которая реально существует на рынке, а недостающие навыки подтяните курсами или наставничеством. В последствии близкому человеку будет проще найти работу, если он захочет идти дальше, а вам – замену.
2. Заранее прописать задачи, систему мотивации и KPI. Рассказать об условиях роста зарплаты и повышения в должности, а также обговорить ситуации, при которых родственник может быть уволен. Важно продумать разные сценарии.
3. Предупредить о том, что не будет особого отношения и поблажек. Если что-то сделано плохо, вы об этом скажете прямо.
4. Обозначить, что правила едины для всех. Например, зарплата выплачивается в определенные даты, а об опозданиях нужно предупреждать.
В процессе работы:
5. Обращайтесь друг к другу так же, как и к другим коллегам. Если со всеми на «вы», то и с родственником тоже. Семейные прозвища и понятные только вам шутки оставьте для семейных встреч.
6. Заведите правило: не обсуждать личное на работе, а роботу – на семейных встречах. Переключаться между ролью коллеги и родственника поначалу будет сложно, но со временем это войдет в привычку.
7. Общайтесь по работе через переписку. Это позволит соблюдать предыдущее правило и сохранять дистанцию.
Все эти шаги помогут привести ожидания обеих сторон к единому знаменателю.
Если понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал Просто|Банка в Дзен, а мы продолжим находить для вас еще больше полезного и интересного!
#простобизнес