Обсуждая с ребёнком какие-то эмоциональные ситуации, очень важно создать такую атмосферу, чтобы он чувствовал себя безопасно, мог свободно рассуждать, вспоминать ситуации, в которых сам участвовал или был свидетелем. Естественно, у взрослого человека намного больше жизненного опыта, поэтому есть большой соблазн самому дополнять, разъяснять, трактовать и оценивать. Не спешите с этим! Вот три правила, которые помогут создать комфортные условия для обсуждения эмоций.
1. Больше вопросов, меньше нравоучений
Помните, что от обсуждения разных практик управления эмоциями будет больше пользы, если ребёнок сможет связать их со своим жизненным опытом и сделать свои выводы. Вы поможете ребёнку, задавая простые или даже наивные вопросы, стимулируя его рассуждать, трактовать ситуацию, вспоминать случаи из жизни.
2. Чур, без обвинений
Наверняка, глядя на некоторые примеры, вы будете вспоминать похожие ситуации с участием вашего ребёнка. Не спешите указывать на это со словами: «Смотри, ты всегда так делаешь!», или: «Помнишь, ты на Павлика точно так же кричал?» Такая подача может вызвать абсолютно здоровое защитное поведение ребёнка — он просто не будет это обсуждать или будет полностью отрицать и «забывать» даже очевидные вещи. Иногда даже очень актуальные для вас проблемы лучше обсуждать отстранённо, «в третьем лице» — обсуждать только лишь «тех людей на картинке». Ребёнок сам сделает правильные выводы, когда будет готов к этому.
3. Резкие оценки нам не друзья
Ещё одно замечание: постарайтесь избегать ярлыков типа «злой мальчик», «плохо себя ведёт», «капризничает» и всё в этом духе. Жёсткий оценочный подход точно так же мешает понять и принять в себе какие-то негативные черты, привычки, поведение. Ребёнок сам может сделать такие наблюдения: постарайтесь использовать это как «трамплин» для более глубокого и содержательного обсуждения.
Ещё больше интересной информации на сайте www.сойка.дети, на нашей страничке Вконтакте Сойка.Монтессори платформа, на нашем Телеграм канале.