Нам пишет Агрита Гринвалде из рижского Музея моды
Продолжение. Начало здесь⤵️
Семь лет несчастий
В 1930 году, вернувшись в парижскую квартиру после лета, проведенного в Гранвиле, Диоры увидели, что большое зеркало в прихожей упало и разбилось вдребезги. Суеверный Кристиан подумал о том, что это плохой знак и семью ожидают семь лет несчастья. Он был не так уж далек от истины.
Брат Кристиана, Бернар, который с детства был странным, стал совсем нестабильным, и его поместили в психиатрическую лечебницу, где он провел всю жизнь – до 1960 года. В 1931 году, убитая горем и притихшая, в возрасте 51 года умерла мать – Мадлен Диор. Счастье, что она не присутствовала при последних действиях семейной драмы.
Экономический кризис, позже названный Великой депрессией, докатился до Парижа. Морис Диор, взяв в кредит солидную сумму, в конце 20-х годов инвестировал деньги в амбициозный проект, связанный с недвижимостью. Он буквально за день потерял все и полностью разорился. Семья – вернее, то, что от нее осталось, переехала в Гранвиль, а позже после вынужденной продажи виллы отец с сестрой Кристиана нашли прибежище на юге Франции – в скромном домике их бывшей прислуги Марты.
26-летний Кристиан остался в Париже, где боролся за выживание своей галереи и тосковал по матери, которая и после смерти продолжала сопровождать сына – как тень, как воспоминание… В конце концов галерея закрылась, а Кристиан остался без средств и без крыши над головой. И тут надежные друзья помогли с жильем и время от времени приглашали на ужин. Иногда он не обедал по два дня кряду, но одевался аккуратно и всегда приходил с маленьким подарком.
Кристиан никогда не показывал, в каких затруднительных обстоятельствах находится, и никогда ничего не просил, с благодарностью принимая лишь то, что ему предлагали.
Cуровые обстоятельства жизни дали о себе знать – в 1934 году он заболел туберкулезом, необходимо было лечиться и сменить климат. И опять на помощь пришли его богемные, но надежные друзья. Они собрали деньги и отправили друга на лечение в Пиренеи, а потом на Балеарские острова, где жизнь была дешевле, чем в Париже.
Вернувшись, Кристиан отчаянно и безуспешно искал работу. Ему наконец повезло – Диор познакомился с двоюродным братом своего друга, художника Кристиана Берара, работавшим в сфере моды, и стал пробовать силы как иллюстратор. Он целыми днями рисовал, терпеливо и смиренно выслушивая критику друзей, и однажды вечером услышал хорошую новость – шесть его рисунков были куплены!
Жизнь постепенно пошла в гору. Кристиан наконец-то мог позволить себе снять приличную квартиру и обустроить ее в своем вкусе. А в 1938 году, впечатленный талантом Диора, работу в своем Доме моды ему предложил Робер Пиге. Перейти от фантазий на бумаге к настоящим нарядам из ткани, соблюдая все сложные технологии пошива, терпя капризы шефа и интриги коллег, – это была настоящая школа жизни, которую Кристиан никогда не забудет. Именно у Пиге он научился основам ремесла, а впоследствии углубил эти знания, когда во время войны вместе с Пьером Бальменом работал дизайнером у Люсьена Лелонга.
Будучи весьма скрытным в вопросах личной жизни, Кристиан сделал решительный шаг – он поселил у себя Жака Хомберга, который был на десять лет младше него. Казалось, жизнь налаживается, но тучи сгущались.
В сентябре 1939 года Кристиан Диор проводил солнечное воскресенье у моря на курорте Вилервиль с друзьями, когда внезапно среди наступившей странной тишины зазвонили колокола. Так звонили только в случае войны. Несколько недель спустя Диора, как и большинство его друзей, призвали в армию.
Звезда удачи
В далеком 1919 году в Гранвиле гадалка, изучив ладонь Кристиана, сказала:
«Ты познаешь бедность, но удачу тебе принесут женщины. Ты заработаешь на них много денег и будешь часто путешествовать».
Родители, услышав предсказание, смеялись. Какая глупость – женщины, приносящие удачу, путешествия и бедность! Но это предсказание сбылось почти полностью.
Окончание войны Кристиан Диор встретил в Париже, работая в Доме моды Люсьена Лелонга. Он познавал тонкости дизайнерской работы, однако, следуя примеру коллеги Пьера Бальмена, начал подумывать о создании собственного Дома. У Лелонга он подружился с мадам Зенакер, которая руководила студией и ценила талант Диора так высоко, что обещала следовать за ним, куда бы он ни пошел. И слово свое сдержала.
В 1946 году Диор получил предложение от текстильного магната и любителя скачек Марселя Буссака, одного из богатейших людей Франции. Буссак хотел возобновить былую славу принадлежавшего ему Дома моды Philippe et Gaston. За день до встречи с Буссаком Диор, гуляя по Парижу и борясь с волнением перед важной беседой, нашел на улице небольшую металлическую звезду. Будучи очень суеверным, он сразу же решил, что эта золотая звезда – знак удачи. На следующий день он сообщил Буссаку, что не хочет заниматься реанимацией прошлого, а мечтает о создании собственного Дома моды – небольшого, утонченного, элитарного. Это было дерзкое предложение, но Буссак согласился инвестировать в Дом моды Диора.
Кристиан был счастлив – но и взволнован: такая возможность выпадает только раз, однако это означает конец спокойной размеренной жизни. Как всегда перед принятием важного решения, Диор пошел к своей предсказательнице. Она сразу же посоветовала принять предложение Буссака – предприятие будет иметь огромный успех. Вспомнив о маленькой звезде в кармане, Диор решил, что двух предсказаний удачи вполне хватает. Даже сомнения отца в перспективах такого бизнеса не могли сбить Кристиана с намеченного пути (тот скончался в 1946 году, за несколько месяцев до открытия Дома моды). И жизнь Диора навсегда изменилась…
Продолжение здесь⤵️
Подпишись на наш канал и читай:
(с) "Лилит"