Артур Конон Дойл со своими сыщиками Шерлоком Холмсом и доктором Ватсоном создал тренд на написание детективов о приключениях сыщиков-компаньонов. Первой продолжила данное направление Агата Кристи с романами про сыщика-бельгийца Эркюля Пуаро. (более подробно познакомиться с тандемами Холмс-Ватсон и Пуаро-Гастингс можно в моих статьях «Элементарно, Ватсон!» и «Используйте свои маленькие серый клеточки, мон амур!») Действие всех произведений обоих авторов в основном разворачивалось в Англии. И вот в 1934 году беспроигрышный сюжет про двух сыщиков достиг берегов Соединенных Штатов Америки, где писатель Рекс Стаут выпустил свой первый роман про Ниро Вульфа под названием «Фер-де-Ланс».
Своего главного героя Рекс Стаут изображает как эксцентричную личность с большим багажом знаний и прекрасными аналитическими способностями, но, при этом, нелюбящим работать. Персонаж Ниро Вульфа можно отнести к категории «детектив в кресле». Он никогда не посещает места преступлений, а опрос свидетелей предпочитает проводить в своем кабинете. Кеннет Ван Довер в книге «У дверей Вульфа: романы Рекса Стаута о Ниро Вульфе» следующим образом характеризует главного героя:
"Самым экстравагантным отличием Вульфа является его крайняя антипатия к буквальной экстравагантности. Он не сдвинется с места.
Он настаивает на том, что ни при каких обстоятельствах не покинет свой дом и не нарушит распорядок дня, чтобы облегчить расследование. Исключения немногочисленны и примечательны. Вместо того, чтобы распространять принципы порядка и справедливости по всему обществу, Вульф догматично и безоговорочно навязывает их в стенах своего дома — каменного особняка на Западной Тридцать Пятой улице — и приглашает тех, кого беспокоит непонятная и угрожающая обстановка, войти в контролируемую экономику дома и обнаружить там источник беспорядка в их собственной жизни. Приглашение распространяется как на читателей, так и на клиентов.»
Для всей «грязной» работы в процессе расследования Рекс Стаут в сюжет своих произведений вводит персонаж Арчи Гудвина. Арчи не просто помощник гениального сыщика и персонаж, выполняющий роль рассказчика, он полноценный второй главный герой произведений, сыщик без которого, Вульф не смог бы раскрывать преступления. В предисловии к книге Рекса Стаута «Слишком много поваров» Жак Барзун и Уэнделл Хертиг Тейлор наиболее полно описывают суть взаимоотношений Ниро Вульфа и Арчи Гудвина:
«Во-первых, Арчи не друг, а наемный работник, который выполняет функции секретаря, шофера и посыльного гористого и малоподвижного Вулфа. Тогда они отличаются по всем важным параметрам — возрасту, происхождению, телосложению и образованию. Наконец, невозможно сказать, кто из них двоих более интересен и достоин восхищения. Они дополняют друг друга в неслыханном соотношении 50 на 50. ... Арчи обладает талантами, без которых Вульф был бы потерян: его замечательная память, тренированная физическая сила, дерзкий американский юмор, привлекательность для женщин и способность выполнить самое сложное поручение практически без инструкций. Без Арчи Вульф был бы беспомощным затворником, проживающим в старом доме на Западной 35-й улице, Нью-Йорк.»
Произведения Артура Конон Дойла и Агаты Кристи только про разгадывание загадок. В них отсутствует любовная линия. Но при этом не стоит считать Шерлока Холмса и Эркюля Пуаро женоненавистниками. Просто авторы не хотели, чтобы читатели отвлекались на романтическую линию в произведениях, поэтому тактично указали о наличии в прошлом своих героев несчастной любви. Отсутствие у Холмса и Пуаро мизагонии (1) подтверждается появлением женских персонажей, к которым у сыщиков появляются романтические чувства, но при этом внешние обстоятельства не позволяют развиться полноценной любовной линии. Для Шерлока это была гениальная мошенница Ирэн Адлер (2), а для Эркюля – графиня Вера Русакова (3).
В отношение романтической линии у Рекса Стаута таже позиция, что у Дойла и Кристи, но решение он нашел совсем другое. Во-первых, Стаут наделил своего персонажа тучной, громоздкой фигурой – рост Вульфа составляет 5 футов 11 дюймов (1,80 м.), а вес – 272 фунта (123 кг.), а также чревоугодием. Во-вторых, Вульфу не нравятся не сами женщины, а их слабости, особенно склонность к истерикам. В романе «Безмолвный оратор» Арчи Гудвин описывает следующие нюансы отношения Ниро к женщинам:
«Основным фактом об одной женщине, который, казалось, раздражал его, было то, что она была женщиной; в длинном отчете не было ни одного исключения; но с этого момента документация была искажена. Если бы женщина как женщина раздражала его, вы бы предположили, что самые женские детали были бы для него наихудшими, но снова и снова я знаю, что он заказывал стул для женщины, чтобы его стол не загораживал ему вид на ее ноги, и ответом не может быть то, что его интерес профессиональный и он читает характер по ногам, потому что чем старше и коренастее она, тем меньше его волнует, где она сидит. Это очень сложный вопрос, и когда-нибудь я собираюсь посвятить ему целую главу».
В-третьих, трепетное отношение к орхидеям позволяет Вульфу сублимировать недостаток женского общества. Подтверждение этому читатель находит на страницах романа «Лига испуганных людей»:
«Вульф однажды заметил мне, что орхидеи были его наложницами: безвкусными, дорогими, паразитическими и темпераментными. Он довел их, в их разнообразных формах и цветах, до предела совершенства, а затем раздал их; он никогда ни одной не продавал.»
Чревоугодие Ниро Вульфа проходит красной нитью через весь цикл книг Рекса Стаута. Вульф считает себя гурманом и для удовлетворения «жизненно необходимых» потребностей главного героя автор вводит персонаж талантливого швейцарского повара Фрица Бреннера, который не просто готовит для Вульфа, но и является главным собеседником сыщика на кулинарные темы. На страницах книг автор описывает множество блюд и даже частично прописывается рецептура, поэтому Рекс Стаут решил систематизировать информацию в 1973 году было напечатано произведение «Поваренная книга Ниро Вульфа».
При переводе на русский язык данное произведение потеряло много важной информации и была непригодна с практической точки зрения. В 2002 голу питерский повар И.И. Лазерсон в соавторстве с С.М. Синельниковой и Т.Г. Соломник переработали произведение Рекса Стаута и выпустили кулинарную книгу «За столом с Ниро Вульфом, или Секреты кухни великого сыщика. Кулинарный детектив.»
При создании своих персонажей Рекс Стаут не использовал биографию, черты характера своих современников. Скорее всего Рекс Стаут вдохновлялся произведениями и персонажами Артура Кокон Дойла. Об этом свидетельствует нахождение в кабинете Вульфа портрета Шерлока Холмса, а также психологическое и физическое сходство сыщика с Майкрофтом Холмсом.
Рекс Стаут внес большой вклад в развитие детективного жанра сыщик-компаньон. The Wolfe Pack в 1978 году учредил Премию Ниро Вульфа, на которую могут быть номинированы романы, написанные в традициях произведений про Ниро Вульфа. За 44 года премию получили 41 авторов детективного жанра. Особое место среди победителей занимает произведение 1986 года «Убийство ми минор» Роберта Голдсборо. В своем произведении, с разрешения наследников Рекса Стаута, Голдсборо описал новое расследование Ниро Вульфа.
(1) Мизогини́я — ненависть, неприязнь, либо укоренившееся предубеждение по отношению к женщинам (девушкам, девочкам).
(2) "Скандал в Богемии", А.К. Дойл
(3) "Тайна испанского сундука", А. Кристи