Вот уже три года как нет с нами чувственного артиста и трудоголика Виктора Алексеевича Проскурина. Витька из «Орлят Чапаева», Ляпишев из «Большой перемены», Вася Вожеватов из «Жестокого романса» – каждый его персонаж, будь то значительный герой или лицо эпизодическое, неизбежно остаётся в памяти зрителя. Однако далеко не все знают, как трудно было Проскурину построить успешную карьеру в театре и кино, когда уже на пороге актёрского факультета ему говорили твёрдое «нет!».
В Щукинском училище он услышал совершенно хамский ответ одного из экзаменаторов: «Молодой человек, у вас же нет глаз. Что вы будете делать на сцене с таким невыразительным лицом?»
Вероятно, именно тогда молодой Проскурин осознал, что никакие препятствия на пути к успеху его не остановят. Стать большим артистом, продемонстрировать советской публике самые сложные образы он мечтал с детства. Пусть не с первой и даже не со второй попытки, но ему удалось поступить на желаемый факультет и присоединиться к труппе Театра на Таганке. Главного героя в нём всё ещё не видели, но и самая маленькая роль была для Проскурина как награда.
«Он как хищник. С ним опасно работать. Он очень, как сказать, жаден до всего, что происходит с его персонажем. Беспощаден! Неистов!» – отмечал работу Виктора Алексеевича актёр Сергей Юшкевич.
В 1973 году Проскурин переходит в театр «Ленком» под руководством Марка Захарова, надеясь на помощь режиссёра в творческом развитии. Их сотрудничество продлится 17 лет и начнётся с роли Палача в спектакле «Тиль». Однако заветная главная роль ждала актёра не на театральной сцене, а на экране.
Когда перебирали исполнителей, то мы с Валей вспомнили Проскурина. Я говорю:
– Слушай, ну попробуй его!
– Да нет, он не кинематографичный…
Людмила Кожинова – жена сценариста Валентина Черных
Однако Проскурина всё же попробовали в паре с Верой Глаголевой. И не прогадали! Ну, что, вспомнили капитана Блинова в исполнении Виктора Алексеевича? Военный человек, честный и добрый, по-настоящему красивый в своих движениях и во взгляде – этого героя не случайно многие зрители и деятели кино считают лучшей работой Проскурина. В фильме «Выйти замуж за капитана» актёру тридцать три года, как говорят, возраст Христа. Но роль эта вопреки суевериям и домыслам не стала для исполнителя трагической или последней, а, напротив, ознаменовала начало нового этапа в его карьере. И хочется верить, что яркие образы, лукавый взгляд и улыбку Виктора Алексеевича не забудут и сегодня.
«Всё, что его окружает на сцене, для него такая же реальность, как и всё то, что существует за стенами театра. Это удивительный дар»
Софья Гиацинтова
Делитесь впечатлениями, любите искусство и не теряйте счатье!
Ваш Алинчик