Найти тему
Ассоциация «Е.В.А.»

От равных равным. «Невозможно догнать и причинить добро»

В рамках проекта «Комплексная поддержка групп повышенного риска в России» мы провели серию интервью с равными консультантами из разных городов России и попросили поделиться своим опытом, рассказать о нюансах и сложностях, а также о чем важно помнить, работая с ВИЧ-положительными людьми. Сегодня, в пятом интервью из серии «От равных равным», мы узнали об особенностях работы с ключевыми группами от равной консультантки из Санкт-Петербурга — Анастасии.

— Сколько вы занимаетесь равным консультированием?

— Уже около четырех лет.

— С какой аудиторией вам удается работать эффективнее и почему?

— Я достаточно долго консультировала и общее население, и потребителей алкоголя, но по опыту поняла, что мне проще устанавливать контакт с наркопотребителями, наверное, потому что это личное.

— Можете ли вы рассказать об особенностях работы с этой аудиторией? Например, что лучше с ними работает, а что наоборот говорить ни в коем случае нельзя, потому что можно потерять контакт?

— Я думаю, что надо понимать, какая целевая группа чего больше всего боится. У общего населения, например, принятие очень долгое. Они не верят, не понимают, боятся, что весь мир об этом узнает. Наркопотребителей диагноз зачастую не удивляет, у них нет страха, у них более точные подходы к принятию. Но они подвержены различным стереотипам и слухам про побочные явления от терапии, в том числе из-за недостоверных материалов СМИ. Помимо прочего эта аудитория боится вставать на учет, потому что придется посещать нарколога, а мотивация у них особо не работает. Как правило, они доходят до какого-то плохого физического состояния, только потом обращаются за помощью.

Не смотря на то, что у меня самой положительный статус, а в прошлом был опыт употребления, в работе с наркопотребителями я обычно стараюсь не сообщать об этом сразу, на первой встрече, стараюсь сначала узнать человека. Прибегаю к откровениям только когда понимаю, что это может сработать. Кстати, таких примеров много, когда сначала человек отказывается от помощи, а после того, как слышит о личном опыте, берет визитку.

— Вы стремитесь сохранить контакт с клиентами или они сами звонят, когда им нужна помощь?

— Проблема в том, что наркопотребители не самая контактная аудитория, они зачастую теряют симки или телефоны. Для меня важно, чтобы они всегда смогли меня найти, поэтому я стараюсь дать много визиток, чтобы хотя бы одна сохранилась и они смогли со мной связаться. Также я записываю контакты клиентов в блокнот, но к сожалению, не всегда могу дозвониться сама. Бывает, что клиент пропал, а потом через какое-то время сам выходит на связь и это радует.

— Удается ли держать дистанцию с клиентами?

— Больной вопрос. Сейчас уже в силу долгой работы я стала понимать, что быть на связи 24/7 — не есть хорошо. Это приводит к эмоциональному выгоранию, поэтому сейчас я стала расставлять некоторые границы. Выходные для меня — это святое, я выключаю телефон. В будни до момента, пока я не ложусь спать, я могу ответить на ночные звонки. Но я могу, если очень устала, лечь спать и в восемь вечера и не ответить. В отдельных случаях я могу быть на связи и ночью, если это, например, какие-то сложные случаи, или человеку очень необходима эмоциональная поддержка. Но вообще, конечно, надо ставить границы: повторюсь, ночи, выходные — это святое.

— Раз мы затронули тему эмоционального выгорания, какие первые звоночки этого состояния, как с этим справиться?

— Когда понимаешь, что сильно устал именно эмоционально, а не от того, что много работы. В такие моменты лучше взять 2-3 дня перерыва. В идеале — лучше уехать куда-нибудь на дачу или за город, отвлечься от работы, заняться чем-то, что с ней вообще никак не связано. Для профилактики эмоционального выгорания нужно периодически посещать супервизии, они очень помогают.

— Есть ли какие-то принципы или правила, которые нельзя нарушать в равном консультировании?

— Один из принципов — я никогда не звоню первая, никогда не пытаюсь навязать собственное мнение. Как говорит моя коллега: невозможно догнать и причинить добро, человек должен сам решить, что ему это надо. Я, как равный консультант, могу выслушать клиента, попросить описать ситуацию, спросить, что он хочет с этим сделать и предложить варианты. Если человек еще не пришел к тому, чтобы начать действовать, лучше отпустить его и дать побыть наедине со своими мыслями. Не стоит тратить свои силы, время, деньги, душевные свои ресурсы, все равно ничего не добьешься, если клиент этого не хочет. Человек все равно придет к какому-то результату, либо сразу, либо тогда, когда, возможно, будет очень поздно. У меня есть четкое правило: я даю информацию, варианты, клиент может начать действовать, а может бездействовать. Некоторые доходят до конца, некоторые не начинают лечение вообще, некоторые останавливаются на каком-то этапе и я не заставляю, не принуждаю. Я жду, когда у него появится этот ресурс и он будет готов продолжить.

— Какие аргументы вы используете, если человек не хочет начинать лечение?

— Я стараюсь работать со страхами клиента. Если у человека есть страх пить препараты, например, из-за побочек, то я объясняю, что современная медицина предполагает несколько вариантов терапии. И в случае, если схема не подходит, ее можно будет поменять, это не страшно. Иногда говорю, что чем позже человек начинает лечение, тем хуже могут быть последствия. Но сложнее всего обстоят дела с теми, кто не признает или отрицает ВИЧ. Даже если ты понимаешь, по какой причине они его отрицают, убедить человека начать лечение практически невозможно. Это как пытаться заставить неверующего человека сходить в церковь и поставить свечку. Обычно в таких случаях я просто оставляю свои контакты, чтобы в случае чего, человек знал, куда обратиться.

— Как вы думаете, что бы было, если бы равного консультирования не было?

— Я скажу так: в мое время не было равных и было гораздо сложнее получать ту же достоверную информацию о заболевании. И очень круто, что сейчас такие специалисты есть. Равное консультирование — это в первую очередь поддержка, можно поделиться своими страхами и переживаниями, зная, что тебя точно поймут, что тебе помогут. Человек уже понимает, что он не один, так принять свой диагноз и справиться со своими страхами проще.

— Что бы вы посоветовали начинающему равному консультанту?

— Беги! *смеется*. Изначально я бы посоветовала подумать, насколько он готов любить людей. Консультировать просто так — в этом нет надобности, нужно уметь понимать и принимать людей. Люди бывают абсолютно разные и нужно уметь находить к ним подход, надо любить это дело, искренне хотеть помочь. К тому же надо понимать, что ты не сможешь заставить человека принимать таблетки, это его путь, он режиссер, а ты просто смотришь, и в любой момент все может пойти не так, не по твоему сценарию. Люди могут умирать, и к этому тоже нужно быть готовым. Самое важное — научитесь медитировать, научитесь расслабляться и не забывайте вовремя отдыхать, чтобы не столкнуться с выгоранием.

Наша организация уже больше 10 лет помогает ВИЧ-положительным людям. Одной из важных задач является организация работы равных консультантов. Специалисты «Е.В.А.» устанавливают доверительные – «равные» – отношения с ВИЧ-положительным человеком и предоставляют свои услуги совершенно бесплатно в удобном для людей формате: личная встреча, консультация по телефону, в социальных сетях и мессенджерах, по электронной почте. Обращаясь к собственному опыту, равные консультанты поддерживают человека и снабжают его важной информацией о заболевании. Это не просто «разговор по душам», это профессиональная социальная услуга, которую оказывают подготовленные специалисты. Вы можете поддержать работу равных в виде благотворительного пожертвования* на счет нашей организации по этой ссылке. Ваша поддержка поможет сделать наши программы бесперебойными, а помощь оперативной и надежной.

-2

*Все средства жертвователей расходуются на действующие программы Ассоциации. В настоящий момент — это работа равных консультантов, программа поддержки грудного вскармливания ВИЧ-положительных мам, профилактика ВИЧ среди наркопотребителей, центр развития активизма. Средства направляются в проекты в соответствии с графиком финансирования. Вся официальная информация по программам и отчеты ассоциации публикуются на сайте.