РИАМО – 24 авг. Мерой по снижению долгосрочного давления на рубль и стабилизации валютного рынка могла бы стать реструктуризация валютного долга. Об этом заявил РИАМО доцент департамента экономической теории, ведущий научный сотрудник института исследований международных экономических отношений Финансового университета при правительстве РФ Дмитрий Морковкин.
Он добавил, что такими мерами также могли бы стать установление валютного контроля для предотвращения оттока капитала из страны и погашение долговых обязательств в иностранной валюте в рублях (то, что не получилось в 2022 году).
«Дело в том, что проблема сильнейшей с 2015 года рублевой девальвации, которую мы наблюдаем с января 2023 года, структурная. Сальдо торгового баланса в России в иностранных валютах (недружественные и нейтральные страны) впервые со II квартала 1998 года сформировано с дефицитом – символические 300 млн долларов за второй квартал 2023 года, хотя годом ранее был профицит в 72 млрд долларов», – сказал экономист.
Он добавил, что одновременно с этим выросло положительное сальдо торгового баланса по товарам и услугам в рублях.
Проведенный анализ показывает, что в настоящее время в рублевом выражении проходит около 40% всего российского экспорта за II квартал 2023 года по сравнению с 14% во II квартале 2021 года. В валютах недружественных стран экспорт упал в 2,5 раза с 85% в 2021 году до 34% во II квартале 2023 года, в валютах дружественных и нейтральных стран экспорт взлетел с 1% в 2021 году до почти 26% во II квартале 2023 года, отметил эксперт.
По его подсчетам, по импорту в рубле проходит примерно 30% оборота, что примерно соответствует объемам до начала СВО, в валютах недружественных стран – 36% (67% в 2021 году, снижение почти в 2 раза), в валютах дружественных и нейтральных стран также фиксируется стремительный рост с 4% в 2021 году до 34% в настоящее время.
Фактически российский экспорт сейчас эквивалентен импорту, то есть формально внешняя торговля в иностранных валютах сбалансирована, однако Россия в текущих условиях оказалась не готова к торговле в рублях не технически, а структурно, считает собеседник.
«Таким образом, мы имеем сейчас парадоксальную ситуацию, когда обязательства формируются в иностранной валюте по процентным платежам по взятым валютным обязательствам, а сам внешний долг практически весь концентрируется в валютах недружественных стран», – делает вывод Морковкин.
По его словам, повышение внешнего долга Россией становится одной из ключевых дестабилизирующих проблем, провоцирующей турбулентность на валютном рынке и угрожающей финансовой стабильности.
Читайте также
Экономист Кикевич: о повышении МРОТ объявили, чтобы избежать «бегства из рубля»