Пытаясь разобраться в актах насилия в средние века, историкам часто приходится обращаться к правительственным документам. Вот пять официальных отчетов об убийствах, произошедших в городе Оксфорд на рубеже XIV века.
Когда в средневековой Англии происходила необъяснимая смерть, королевский чиновник, известный как коронер, отвечал за выяснение того, что произошло. Коронер давал присяжным, состоящим из местных мужчин, клятву дать ответы о том, как умерла жертва, кто был обвиняемым и что стало с этим человеком.
К XIII веку коронеры вели записи, и некоторые из них сохранились до наших дней. Приводимые ниже переводы записей коронера относятся к Оксфорду, важному городу средневековой Англии, в котором находился первый университет страны.
Смерть Дэвида де Тремпедви 22 декабря 1296 года.
Случилось так, что в субботу, на следующий день после дня Святого апостола Фомы, на 25-м году правления короля Эдуарда, клерк по имени Дэвид де Тремпедви умер в своем доме, где он жил недалеко от восточных ворот Оксфорда. В тот же день его осмотрел Адам де Сполдинг, коронер Оксфорда; у него была рана длинным ножом под левой грудью, очень глубокая.
В тот же день перед упомянутым коронером было проведено дознание по данному факту с привлечением четырех соседних приходов, а именно церкви Святого Петра на Востоке, Святой Марии, Святой Милдред и Всех Святых. И все приведенные к присяге лица в упомянутом расследовании заявляют под присягой, что в воскресенье, следующее после праздника Святого Николая, упомянутый Дэвид, примерно в час комендантского часа, взял с собой проститутку по имени Кристиана из Вустера, пошёл на улицу под названием Сколестрет, и вошел в одну из школ. Там на него напали некие клерки, имена которых неизвестны, которые подстерегали упомянутого Дэвида, и напали на него, и в результате этого нападения он был ранен, от чего скончался в вышеупомянутую субботу.
К слову, судя по записям, убийц так и не нашли.
Смерть Джона Лоуренса 22 апреля 1297 года.
Случилось так, что в понедельник, перед праздником Святого Георгия Мученика, на 25-м году правления короля Эдуарда, Джон Лоуренс скончался в своем доме, где он проживал, в приходе Святого Петра в Бейли. И в тот же день его осмотрел Адам де Сполдинг, коронер, и у него не было ран, но он был жестоко избит по всему телу.
В тот же день перед упомянутым коронером было проведено дознание по данному факту с привлечением четырех ближайших приходов, а именно: Святого Петра во дворе, Святого Михаила на севере, Святого Мартина и Всех Святых. И все приведенные к присяге лица на этом следствии говорят под присягой, что в Вербное воскресенье клерк по имени Дэвид де Нортгемптон, когда было уже поздно, находился на улице напротив своего жилища, где он проживал в приходе Сент-Майкл-Норт, под северной стеной города. Упомянутый Джон Лоуренс пришел туда, встретился с ним, и чтобы вызвать ссору, толкнул его плечом несколько раз. Упомянутый Дэвид попросил его оставить его в покое и вошёл в жилище. Немедленно Джон подошел к двери жилища и дважды ударил по ней. Дэвид вышел с посохом и ударил его по голове, так что он упал на землю, и бил его посохом по плечам, спине и поводьям и по всему телу, от чего он умер в вышеупомянутый понедельник. Итак, он прожил 15 дней и имел все церковные права.
Однако тем временем упомянутый Дэвид был вызван к магистру Джону Блойоу, в то время комиссару канцлера Оксфордского университета, а также упомянутый Джон Лоуренс; и в результате расследования, проведенного по этому поводу упомянутым комиссаром, обе стороны были приговорены к тюремному заключению. И пока они находились в тюрьме, между ними было заключено соглашение адвокатом упомянутого комиссара, и они оба были освобождены им из тюрьмы, и немедленно упомянутый Дэвид уехал из города, так что впоследствии его там никогда не видели.
Смерть Филипа Порта 8 марта 1305 года.
Случилось так, что в понедельник после праздника Святого Григория, Папы Римского, на тридцать третьем году правления короля Эдуарда, Филип Порт из Уэстволла был найден мертвым в приходе Святого Петра на Востоке примерно в девятом часу под северной стеной города. Ричард де Кантебригг первым обнаружил его мертвым и сразу поднял шум; в тот же день его осмотрели Ральф де Хэмптон и Джон Фрейнси, которые были выбраны в присутствии мэра и судебных приставов для осмотра, потому что коронеры города у северной стены города. Королевские указы в то время были переданы в королевский парламент. И упомянутый Филип был ранен в переднюю часть головы от одного уха до другого, так что весь его мозг был разбросан снаружи; и у него была другая рана на лице до зубов, длиной четыре дюйма и шириной один дюйм, и его правая рука была отрезана и лежала рядом с ним, и, как показалось всем, кто был там, он был ранен в голову топором.
В тот же день перед теми же Ральфом и Джоном был проведен допрос с пристрастием Роберта де Уайлби, Уолтера Калверда, Генри де Руа, Джона де Олдборо, Уильяма Аттенока, Уильяма ле Барбера, Саймона де Пенкота, Хью де Бартона, Адама де Тоу, Генри де Ифтеле, приведенных к присяге членов прихода Святого Петра на Востоке; Уильяма де Милтона, Джона де Стаффорда, Уильяма де Стоуртона, Ричарда де Хетропа, Роберта ле Грасье и Джона де Кэмпден, присягнувшие мужчины прихода Святой Марии-Девы; Джеффри де Маннеби, Роберт де Окл, Эдо ле Гонтер, Томас ле Локсмит, Ральф де Стокенчирч, Генри де Личфельд, Томас Аунгель и Томас ле Шамр, присягнувшие мужчины прихода Всех Святых; Саймон ле Барбер, Николас де Корнубия, портной Джон де ла Марч, Реджинальд ле Тейлур, Джеффри и Томас де Рулшемы.
Все упомянутые присяжные заседатели заявляют под присягой, что Джон де Бердон, из графства Лестершир, на Кибалд стрит, в прошлое воскресенье, поздно вечером, пришел в дом, где проживал упомянутый Филип, в приходе Святого Петра на Востоке, и когда он был в своей комнате, позвал его и попросил пойти с ним в пивную таверну, пообещав, что напоит его; он вышел и пошел с ним. Джон, напившись, удалился, поэтому Филип направился к своему жилью после комендантского часа, и когда он подошел к углу под стеной по направлению к Восточным воротам, пришли пятеро клерков, имен которых они не знали, и напали на него. Он хотел убежать от них, но они последовали за ним, поймали его и ранили, как указано выше, и убили его, и сразу же убежали. Они говорят, что не знают ни имен, ни где они проживали. Но они определенно утверждают, что Джон де Бердон был главной причиной его смерти, и что именно через него пятеро клерков совершили указанное уголовное преступление.
Обещания Ричарда, нашедшего, что он предстанет перед судьями, когда они прибудут в те края на следующие слушания, принадлежат Адаму де Эссексу и Хью де Бертону.
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки. Таким образом вы сможете поддержать развитие блога.