Два года назад я начал работу над проектом «Сильные духом». За это время был опубликован ряд материалов о людях, которые стали сильнее жизненных обстоятельств, в которых они оказались волею судеб.
Сегодня речь пойдет о Зиновии Григорьевиче Колобанове. Статья Константина Карелова «Почти забытый подвиг» в одном из научно-популярных журналов заставила меня вновь вернуться к размышлениям о том, что сильный духом человек не сломится в самых сложных обстоятельствах. Война, тяжелые ранения, несправедливость (список можно продолжить) не обошли стороной Зиновия Колобанова, выпускника (1936 г.) Орловского бронетанкового училища.
Служба у танкиста была не из лёгких. На Зимней (Финской) войне он горел в танке три раза. Оформление документов для награждения Золотой звездой Героя Советского Союза и присвоение внеочередного воинского звания «капитан» были высокой оценкой его боевых подвигов.
Жизнь талантливого командира 12 марта 1940 года резко изменилась. В этот день был подписан мирный договор между СССР и Финляндией. Солдаты противоборствующих армий оставили боевые позиции и вышли без оружия навстречу друг другу.
Радость по поводу окончания военных действий была огромной. Война сама по себе требовала от людей неимоверных сил, а в условиях карельской зимы была делом архисложным. Я помню рассказ моей матери о том, каким она увидела своего отца, вернувшегося с фронта. Из здорового деревенского мужика, который мог унести на себе 2 мешка с зерном, он превратился в доходягу, которого отпаивали отварами трав и молоком, откармливали до нормального состояния не один месяц.
А Зиновий Колобанов оказался на тюремных нарах. Через год о нем вспомнили, началась Великая Отечественная война. И служба у Колобанова началась с чистого листа.
Получив на Кировском заводе 5 тяжелых танков КВ-1 (экипажи составили заводчане) старший лейтенант Колобанов получил задачу 18 августа 1941г. занять позицию у поселка Войсковицы, где сходились дороги на Лугу и Кингисепп, и… стоять насмерть.
Так и случилось. Упускаю подробности о расстановке 5 танков на четырех дорогах и их маскировке, о том, что танкисты Колобанова, пропустив колонну немецких танков, подбили первую и последнюю машины. Затем сожгли и все остальные. А после сожгли и танки, пришедшие на помощь немцам. Фронтовой кинооператор запечатлел горящие вражеские машины на пленку. О танковой дуэли на следующий день сообщила фронтовая газета. Танкисты З. Колобанова уничтожили 43 танка противника, в том числе его экипаж – 22 вражеские машины. Конечно, З.Г. Колобанов и его подчинённые заслужили самые высокие награды (вчера мы стали свидетелями награждения наших танкистов, участников СВО за аналогичный подвиг). Но с учетом «тюремного» прошлого, он получил только орден Красного Знамени.
Через три недели Зиновий получил страшное ранение, осколки снаряда повредили позвоночник… Но в конце 1944 г. он опять вернулся на фронт, командовал дивизионом САУ-76. За бои в Польше Колобанов был награжден орденом Красной Звезды, а за взятие Берлина орденом Красного Знамени.
После войны З. Колобанов служил в Германии, командовал батальоном тяжелых танков ИС-3, стал подполковником. И опять случай ставит жирную точку на военной биографии танкиста. Из его части в английскую зону оккупации дезертировал солдат. От неминуемого наказания подполковника спасают сослуживцы и старшие командиры. Последовал перевод
в Белорусский военный округ. Чуть позже З.Г. Колобанов уволился в запас по состоянию здоровья.
К счастью, его подвиг не был забыт. В 2006 году в Красносельском районе Санкт-Петербурга появилась Колобановская улица. А в Нижнем Новгороде, на родине Героя, 27 августа 2020 года был открыт памятник Зиновию Колобанову.
В завершение хочу сказать, что таких сильных духом людей, вынесших на своих плечах тяжесть войны, в нашей стране много. Честь им и слава!!!
А наш долг – помнить о них и рассказывать нашим детям и внукам об их бессмертном подвиге.