Имя матери Дмитрия Ивановича Донского, второй жены Ивана Красного, точно ученым неизвестно. Предполагают, что ее звали Александра. Неизвестно и ее происхождение
Биографы Дмитрия Донского Юрий Лощиц и Николай Борисов полагают, что Александра была дочерью московского тысяцкого Василия Вельяминова.
Тысяцкий — должностное лицо княжеской администрации в городах Средневековой Руси (наравне с главой посадкской общины). Наряду с военными функциями в руках тысяцких сосредотачивались полномочия по отдельным областям городского управления (городской суд, административный контроль в сфере торговли). В городских центрах с сильной княжеской властью должность тысяцкого нередко десятилетиями оставался в руках одного из наиболее влиятельных боярских родов и передавалась по наследству.
В XIV веке Вельяминовы занимали видное положение и упомянуты среди московских бояр, окольничих, воевод и тысяцких. Александра Васильевна имела солидное приданое, а мужем ей было пожаловано несколько волостей и сел. Таким образом, как и многие древнерусские княгини мать Дмитрия Донского была свободна в своем имущественном положении.
Александра была второй женой Ивана Звенигородского. Первый брак князя был коротким. Свадьбу дочери брянского князя Дмитрия Романовича, княгини Феодосии Дмитриевны и молодого князя сыграли в 1341 году, а спустя год Феодосия умерла.
Спустя 4 года Иван женится повторно.
Союз Ивана Ивановича Звенигородского (Красного) и Александры Васильевны, продлившийся всего 14 лет, был счастливым. Вскоре после замужества в княжеской семье появились дети – двое сыновей и дочь. Но прожить долгую семейную жизнь князьям было не суждено. Их разлучила черная смерть, обрушившаяся на Русь в 1359 году.
Князь Иван скоропостижно скончался в самом расцвете лет, когда ему было всего 33 года. В октябре 1364 года пандемия чумы вновь затронула великокняжескую семью и на этот раз унесла жизнь княжича Ивана – брата будущего великого князя Дмитрия Донского, а спустя несколько месяцев и самой Александры.
Перед смертью Александра Васильевна приняла схиму:
«в черницах и в схиме, нареченная Мария, и положена бысть у великого Спаса в манастыре в приделе»
Похоронена одна из первых представительниц московского великокняжеского дома в стенах собора Спасского монастыря. Предположительно именно её могила была найдена во время ремонта притвора храма в 1836 году. Тогда было найдено два захоронения в каменных гробах характерной для XIV века формы — широких в головной части и сужающихся к ногам. В одном из этих гробов было хорошо сохранившееся погребение женщины в шёлковом платье. После сноса собора в 1933 году могила была утрачена.