Княжна Мария (Марья) Васильевна Трубецкая, фрейлина императрицы Александры Федоровны, очень гордилась своим происхождением. Род Трубецких вел свое начало еще от легендарного князя Гедемина, и Мария считала себе едва ли не ровней самой императорской семье.
Однако при дворе над высокомерной княжной посмеивались. Вельможам хорошо было известно, что мать Марии Софья Вейс – всего лишь дочь обычного виленского полицмейстера.
Любимица императорской семьи
Мария Васильевна Трубецкая родилась в 1819 году в Париже. Несмотря на то, что на свет она появилась во Франции, детские годы ее прошли в Петербурге, куда родители привезли ее в раннем возрасте. Отец княжны, Василий Трубецкой, будучи адъютантом Александра I, пользовался огромной благосклонностью императорской семьи.
С детства Мария привыкла бывать при дворе, и была любимицей всего царского семейства. После кончины Александра I для семьи Трубецких ничего не изменилось. Николай I, по примеру брата, благоволил Василию Трубецкому, а сама княжна Мария стала лучшей подругой дочери императора Марии Николаевны.
Конечно же, императрица Александра Федоровна с удовольствием приняла княжну Трубецкую к себе во фрейлины, причем в очень раннем возрасте. К тому моменту Марии Васильевне еще не исполнилось и 18 лет.
Бывать во дворце и исполнять обязанности фрейлины княжне, конечно же, очень нравилось. При дворе Мария быстро стала членом самого элитного кружка Марии Николаевны и цесаревича Александра. Частые встречи с наследником, который, как известно, был большим ловеласом, и общие развлечения дали свои "плоды". Мария Васильевна и Александр Николаевич закрутили роман.
Лояльные родители
Об отношениях фрейлины и великого князя, конечно же, тут же стало известно придворной общественности. Нашедшиеся доброжелатели просветили о романе цесаревича и его родителей – императора Николая I и императрицу Александру Федоровну.
Возможно, царственные супруги и не были слишком довольными связью сына с Марией Васильевной. Но чинить каких-либо особых препятствий роману Александра и княжны они не стали. Трубецкую в царской семье по-прежнему любили, а в фаворитки цесаревичу из-за своего высокого происхождения, она подходила просто идеально.
Ко всему прочему, было ясно, что умная Мария Васильевна никогда не станет претендовать на замужество с Александром Николаевичем или подбивать его на подобный шаг. Роман с цесаревичем льстил фрейлине, но все к тому времени уже знали, что ее сердце занято другим.
Холодный красавец
Одним из членов компании великого князя Александра был его адъютант – князь Александр Иванович Барятинский. Человек, застенчивый в отношении женского пола, корнет Барятинский, однако, разжигал в придворных дамах огромный интерес. Князь считался одним из самых красивых мужчин Петербурга того времени.
Часто проводя время в компании Марии Николаевны, цесаревича и Барятинского, Мария Васильевна влюбилась в адъютанта без ума. Сама княжна была девушкой видной и привлекательной – статной с большими глазами, черными бровями и идеальной фигурой. Особой скромностью и жеманностью Мария не отличалась и считалась при дворе девицей веселой, общительной и энергичной.
Однако все попытки фрейлины привлечь к себе внимание Барятинского оканчивались ничем. Стеснительный князь не обращал на Марию никакого внимания. Известно, что, зная об ее отношениях с цесаревичем и будучи человеком искренне благородным, князь относился к Трубецкой с холодностью и даже некоторым презрением.
Великая княжна в соперницах
Мария Васильевна не привлекала Александра Ивановича, но совсем уж отшельником он, конечно, не был. Часто бывая при дворе, Барятинский влюбился в еще одну сестру цесаревича Александра – Ольгу Николаевну. Великая княжна ответила красавцу-князю взаимностью, что вызвало огромное беспокойство императора.
Узнав о том, что его дочь влюблена в обычного князя, Николай I, недолго думая, отправил Барятинского воевать на Кавказ. Ольге Николаевне же подыскали более подходящего жениха. Вскоре после отъезда князя, великая княжна вышла замуж за принца Вюртенбергского.
Сватовство на балу
Для Марии Васильевны этот период стал одним из самых тяжелых в ее жизни. Княжна была лишена возможности видеть любимого, а при дворе из-за связи с наследником, о ней начали ходить грязные слухи. Репутация Трубецкой была подпорчена настолько сильно, что ее родители даже беспокоились о том, что никто не захочет взять ее замуж.
Саму Марию Васильевну, однако, сплетни не пугали. Лишившись возлюбленного, княжна поставила себе цель найти хорошего мужа, чего очень быстро добилась. Супругом Марии Васильевны стал, хотя и не граф и не князь, но все же достаточно знатный и при этом очень богатый дворянин Алексей Столыпин.
Посватался лихой гусар Столыпин к княжне Трубецкой прямо на одном из придворных балов. По воспоминаниям современником, предложение Алексей Григорьевич Марии сделал на первом танце, а уже на последнем княжна ответила ему согласием.
Свадьба Трубецкой и Столыпина состоялась в Аничковом дворце с большим размахом. Конечно же, на бракосочетании присутствовала вся императорская семья. Был на свадьбе также поэт Лермонтов, которому Алексей Столыпин приходился двоюродным дядюшкой.
Идеальный брак
Брак Марии Васильевны и Алексея Григорьевича был очень выгоден обеим сторонам. Алексей Столыпин давно мечтал приблизиться к императорской семье. Марию же в ее женихе заинтересовало его огромное состояние. Трубецкие к тому времени, несмотря на дружбу с царем, сильно обеднели. Родителям Марии даже пришлось заложить свой огромный дом в Петербурге. Скоротечный брак со Столыпиным решал, таким образом, все проблемы фрейлины.
В последующем Алексей Григорьевич стал для Марии практически идеальным мужем. Как и самая Трубецкая, Столыпин был человеком веселым и легкомысленным. К примеру, известно, что сразу же после свадьбы молодые поразили родственников своим легким отношением к деньгам. Подаренную им на свадьбу огромнейшую сумму они тут же полностью спустили на кареты, драгоценности, цветы и развлечения.
Выйдя замуж за Столыпина, Мария Васильевна не оставила своего свободного образа жизни. Известно, что она продолжила встречаться с цесаревичем Александром, строить глазки вернувшемуся в Петербург Барятинскому и флиртовать с другими мужчинами. Доподлинно, неизвестно, но современники считали, что настойчивость Марии Васильевны в конечном была вознаграждена. Между ней и Барятинским, наконец, разгорелся роман.
Сын
Некоторые исследователи полагают, что даже своего сына Николая Мария родила не от Столыпина, а от князя Александра Ивановича. В семье Столыпиных этого мальчика все звали Булькой. Мария Васильевна обожала своего сына. В последующем Николай Столыпин стал очень известным человеком не только в России, но и в Европе, получив титул герцога Тосканского де Монтелфи.
Репутация самой Марии Столыпиной к тому времени была уже настолько испорчена, что в отцы Бульке сплетники записывали не только Барятинского, но и цесаревича Александра, и даже императора Николая I.
Довольный муж
Муж Марии Столыпиной на ее похождения никак не реагировал. От всех доброжелателей, доносивших ему на супругу, Алексей Григорьевич попросту отмахивался. Во-первых, князь сам был охотником до женского пола и развлечений. А во-вторых, женившись на княжне Трубецкой, Столыпин добился своей главной цели. Мария Васильевна замолвила за мужа словечко, и он стал адъютантом супруга ее подруги, великой княжны Марии Николаевны – герцога Лейхтенбергского.
Вдова
Будучи адъютантом герцога, Алексея Столыпин очень много работал в комитете по помощи бедным. В 1848 г. он уехал к себе в имение бороться с холерой. Пообедав в Туле, Столыпин заразился опасной болезнью и вскоре скончался.
По неизвестной причине в уходе Алексея Столыпина свет тут же обвинил его супругу. Иметь какое-то отношение к кончине мужа Мария Васильевна, находившаяся в тот момент в Петербурге, конечно, никоим образом не могла. Но своим свободным поведением княжна слишком сильно привлекала к себе внимание света, и многие ее не любили.
Помощь подруги
После кончины Столыпина у Марии вновь появилась надежда стать женой князя Барятинского. Князь к тому времени уже стал настоящим героем войны. На Кавказе Барятинский участвовал во многих сражениях и проявил себя с самой лучшей стороны. В последующем, как известно, он стал генерал-фельдмаршалом и наместником на Кавказе.
К осуществлению своего плана женить на себе Барятинского Мария Васильевна решила привлечь императорскую семью. Вдова Столыпина поговорила с великой княжной Марией Николаевной, а та убедила родителей поспособствовать браку подруги с Александром Ивановичем.
Узнав о намерениях императора женить Барятинского на Марии Васильевне, свет был уверен, что князь даст свое согласие. Александр Иванович к тому времени снова находился на Кавказе. Император Николай приказал ему вернуться в Петербург, не сообщая истинной причины вызова. Узнал о том, что его хотят женить на Столыпиной Барятинский только тогда, когда доехал до Тулы.
Презрение жениха
Получив это известие, князь сделал то, чего от него не ожидал никто. В Туле Барятинский притворился, будто у него разболелись глаза и весь отпуск провел в лазарете. После этого он просто развернулся и уехал обратно на Кавказ. Жениться на женщине с настолько плохой репутацией, как Мария Васильевна, Александр Иванович не пожелал. Узнав о поступке князя, Николай I ужасно разгневался. Через год он вновь приказал Барятинскому явиться в Петербург. Злить государя во второй раз было чревато, и Александру Ивановичу пришлось подчиниться.
Однако, приехав в Петербург, князь сделал все возможное, чтобы избежать нежелательного брака. В столице Барятинский первым делом переписал все свое состояние и имения на племянника. Затем он объявил, что, будучи человеком бедным, он не может себе позволить содержать такую блистательную супругу, как Мария Васильевна.
Через некоторое время, чтобы окончательно подстраховаться, Барятинский познакомил ветреную Марию Васильевну со своим другом, светлейшим князем Воронцовым. В конечном итоге Александр Иванович сумел убедить княжну в том, что Семен Воронцов станет ей гораздо более подходящим мужем, чем он сам.
Видя, что князь по-прежнему холоден с ней и презирает ее, Мария Васильевна согласилась на предложение. Брак с Семеном Воронцовым показался княжне достаточно привлекательным, несмотря даже на то, что жених был на 4 года младше нее.
Вновь невеста
Родители светлейшего князя выбором сына остались недовольны. Воронцовых смущала не только репутация Марии Васильевны, но и ее возраст. Отец и мать Семена боялись, что невестка уже не сможет подарить им внуков, что в последующем и подтвердилось.
Однако сам Воронцов родителей слушать не стал. Едва увидев Столыпину, Семен Михайлович без ума влюбился в нее. Свадьба Марии Васильевны и Воронцова состоялась в 1851 году в Алупке в имении Воронцовых. Через некоторое время после бракосочетания вместе с мужем блистательная княжна Трубецкая восхитила свет, отправившись с мужем на Кавказ.
На Кавказе
Известно, что на Кавказе Мария Васильевна жила с Воронцовым даже не в Тифлисе, а в крохотной крепости без особых удобств в прифронтовой зоне. Такой поступок ветреной княжны восхитил не только свет, но и писателя Льва Николаевича Толстого. Познакомившись с Марией Васильевной на Кавказе, Толстой был настолько удивлен и очарован ей, что в последующем включил ее и ее супруга в свою повесть «Хаджи Мурат», не меняя даже их имен (чего ранее никогда не делал).
В 1856 г. светлейший князь Воронцов, лишившись родителей, стал наследником огромного состояния. Получив наследство, супруг Марии Васильевны вышел в отставку. Вернувшись в Петербург, Воронцовы купили дом на Мойке. Этот особняк супруги в последующем перестроили в роскошнейший дворец, на что им даже пришлось занять крупную сумму денег. Инициатором перестройки стала Мария Васильевна, а по-прежнему обожавший ее муж, несмотря на огромные расходы, возражать не стал.
Снова светская дама
В последующем в своем роскошном доме Мария Васильевна принимала не только самых влиятельных вельмож того времени, но и императора Александра II, своего бывшего воздыхателя, с его семейством.
Вернувшись в светскую жизнь, княгиня Воронцова активно занялась, в том числе и благотворительностью. Известно, что Мария Васильевна, к примеру, создала первый в России хоспис для бедных. В эту больницу принимались бедные женщины, у которых не было возможности заплатить за доктора. Неподалеку от хосписа княгиня основала также женский приют «Добрый пастырь».
После приезда с Кавказа Воронцовы вели жизнь обычной светской пары. Супруги жили то в Петербурге, то в Алупке, а также периодически выезжали за границу.
Вдова
В 1882 году Семен Воронцов скончался и Мария Васильевна осталась 62-летней вдовой. После кончины супруга княгиня вместе со своим сыном окончательно уехала за границу. Свой дом на Мойке Мария Васильевна продала Александру III, который купил его для дочери Ксении Александровны.
За границей Мария Васильевна поселилась во Флоренции. Скончалась княгиня через год после продажи дворца, в последний день зимы 1895 г. Похоронили Марию Васильевну, до самого конца остававшуюся энергичной и общительной женщиной, в Исидоровской церкви Александро-Невской лавры.
Если статья понравилась, поддержите канал подпиской