Произведения в стилях сюрреализма, психоделики, ассоциативного восприятия мира всегда несли в себе огромную смысловую нагрузку. Но не все, что "странно" - гениально. Часто творцы не вкладывают в свои творения никакого смысла, а люди все равно ищут его. Сегодня пройдемся по песням и клипам, в которых точно не нужно искать скрытых смыслов, или по тем, которые люди поняли неправильно! Поехали!
Queen - Bohemian Rhapsody
Начнем с того, что это одно из моих любимейших музыкальных произведений в принципе. Гениальность Фредди Меркьюри здесь неоспорима. Сложнейшая, с точки зрения музыкальной теории, композиция, состоящая из шести взаимосвязанных, но контрастных частей – вступления, баллады, гитарного соло, оперного фрагмента, хард-рока и коды. Но и в гениальных творениях бывают небольшие изъяны, и здесь это - текст. Начинается песня с описания убийства и последующего разговора убийцы с матерью и исповеди перед самим собой. Но затем сюжет резко меняется, начинаются сюрреалистические описания с едва уловимой (или вовсе неуловимой) логической связью. Многие соотносили текст песни с повестью Альбера Камю "Посторонний", которая также представляет собой исповедь убийцы. Другие считают, что речь идёт о призывнике войны во Вьетнаме. Третья популярная версия гласит о том, что речь идет о болезни Меркьюри СПИДом (да-да, особенно учитывая тот факт, что композиция была написана в 1974 году, а впервые такое понятие, как СПИД, появилось в 1981).
Сам Фредди был уклончив от ответа на вопрос о смысле произведения. Как-то в интервью он сказал: "Это одна из тех песен, которые заставляют фантазировать. Я думаю, что людям надо просто слушать её, думать о ней, и затем строить свои предположения о том, что эта песня им сказала."
Вопрос о смысле текста Меркьюри задавал и его близкий друг Кенни Эверетт, на что получил ответ: "Не надо там ничего искать. Неужели непонятно - это просто беспорядочная рифмованная бессмыслица". Брайан Мэй (гитарист Queen, тоже очень близкий друг Фредди) высказался по этому поводу так: "Да, я тоже считаю, что смысла, в привычном представлении этого слова, в тексте нет. Если и есть - то это что-то очень личное для Фредди, настолько, что мы никогда этого не сможем понять."
Michael Jackson - Thriller
Кстати, мою статью о смыслах песен Майкла Джексона читайте здесь. Но конкретно в этой песне не нужно искать чего-то скрытого, надо воспринимать текст прямо - Майкл просто рассказывает историю, как вел девушку на ужастик и о том, как ей было страшно. Вот и все. Клип, который можно назвать мини-фильмом, имеет такую же смысловую нагрузку, что и текст. Хотя несмотря на это его можно назвать абсолютным шедевром - никому тогда не приходило в голову снимать такие потрясающие клипы, никогда еще не использовалось такое количество грима, декораций и художественных постановок для клипов, не писались целые сюжеты, как для фильма, не было такой хореографии. Да, в общем-то, и сейчас такие клипы практически никто не делает.
The Beatles – I Am the Walrus
Это самый сюрреалистичный текст из всех текстов Beatles. Вот несколько строчек оттуда:
"Сидим на воздушных хлопьях, дожидаясь прибытия автобуса", "Я - яйцеголовый, все - яйцеголовые", "я - морж", "Эйфелева башня скрылась в сардинной каше. Каждый пингвин поет "Харе Кришна". Смотри-ка, они гонятся за Эдгаром По".
Это что вообще? Это покажется абсурдом даже большому фанату психолелики...
Представляя свое новое творение коллегам по группе, Леннон заявил: "Хах, пусть эти идиоты попробуют понять, о чем речь". Я думаю, до конца это сделать еще никому не удалось...
P.S. Интересный факт: Джон Леннон вдохновился на написание этой песни стихотворением Льюиса Кэролла "Морж и плотник".
Кино - Алюминиевые огурцы
Если честно, я всегда думала, что алюминиевые огурцы - это мины, и вообще песня о войне. Оказывается - нет. Как это объяснял сам Виктор:
"Алюминиевые огурцы" — это чисто фонетика, и, может быть, какие-то ключевые моменты, не связанные между собой и имеющие задачу вызвать ассоциативные связи. Фраза совершенно не имеет смысла. Эта песня — попытка полного разрушения реальности, какого-либо реализма. Можно назвать это реальной фантастикой. Можно в какой-то мере сравнить этот подход с театром абсурда Ионеско (речь о французском драматурге румынского происхождения Эжене Ионеско). Только у нас не мрачное разрешение элементов действительности, а более веселое".
The Police - Every Breath You Take
Композиция исполняется от лица влюбленного в девушку парня, и многим кажется, что эта песня о преданной любви (ее часто используют для первого танца молодоженов). На самом деле она была написана Стингом в дни, когда рушился его брак с Фрэнсис Томелти. И говорится в ней о безответной любви, об одержимости и страхе потерять любимого, ревности и слежке.
За каждым вздохом, что ты делаешь,
За каждым движением, что ты совершаешь,
За каждым обещанием, что ты нарушаешь,
За каждым шагом, что ты ступаешь,
Я буду наблюдать
Однажды некая пара сказала певцу, что им очень нравится эта песня и она была главной на их свадьбе. На что он ответил: "Ну что ж, удачи". Стинг:
"Я считаю, это очень неприятная песня, даже злая. Она о ревности, надзоре и собственничестве. Я думаю, этой песне свойственна двусмысленность, хотя, как к ней ни относись, слова все равно очень садистские. С одной стороны, это приятная длинная песня с классическим параллельным минором, но в то же время там есть отвратительный лирический герой, который говорит о том, что следит за каждым шагом своей любимой. Мне нравится эта двусмысленность. Пару недель назад я смотрел по телевизору передачу, где Энди Гибб пел эту песню с какой-то девушкой, они исполняли ее с такой любовью! Эта интерпретация неверна. Я все еще слышу в голове эти слова, которые совсем не о любви. Господи, да я чуть не умер со смеху!"
Deep Purple - Smoke On The Water
Smoke on the water and fire in the sky (дым над водой и огни на небе). Имеется в виду... Нет, не война, а пожар!
Как-то группа решила записать свой новый альбом за пределами Англии, дабы избежать лишних налогов, и в декабре 1971 года музыканты съехались в Монтрё для записи альбома на передвижной студии, арендованной у Rolling Stones. Запись решено было делать в развлекательном комплексе казино Монтрё (в песне — "the gambling house"), в котором они уже бывали с концертами. Накануне студийной сессии, в субботу, 4 декабря, в театре казино проходил концерт Фрэнка Заппы и The Mothers of Invention в рамках их европейского турне. Это был последний концерт в этом зале, после которого он должен был поступить в распоряжение Deep Purple для работы над альбомом. Группа решила во избежание недоразумений пока не разгружать аппаратуру, что оказалось впоследствии счастливым решением.
Примерно через час после начала концерта, во время синтезаторного соло на King Kong, из-за подвесного бамбукового потолка появились искры и затем огонь — очевидно, один из зрителей выстрелил из ракетницы в крышу ("some stupid with a flare gun"). Заппа спокойно сказал "без паники, у нас пожар". В общем-то, эта история и легла в основу текста песни.
Kiss - Deuce
В целом, Kiss и так, в отличии от многих популярных рок-групп 20 века, никогда не славились интеллектуальными текстами. Песня Deuce - не исключение. Вот фрагмент перевода: "Вставай! Ведись, старый Джим как следует потрудился в этом году. И, детка, делай то, что он скажет... Если тебе хорошо, знай - твой парень хорошо поработал, он стоит до черта!"
Тут же фанаты группы зацепились за некоего "старого Джима" и принялись искать истории из жизни участников Kiss, какие-то новости, которые могли вдохновить их на такие строчки. Не так давно у басиста группы Джина Симмонса взяли интервью, в котором журналист поинтересовался, о чем же эта песня. Ответ музыканта: "I've no idea".
Modern Talking - Cheri Cheri Lady
Удивлены? Ну да, Modern Talking - это последняя группа, у кого стоит искать смысл. Но здесь речь пойдет о клипе. Несмотря на простоту и банальность песни, клип получился очень красивый, интересный и даже немного загадочный. В нем часто ищут всякие "тайные" смыслы, но здесь этого делать не нужно!
Съемки проходили под Кобленцом (земля Рейнланд-Пфальц), дома у Томаса Андерса, вернее, в родовом поместье Баллингов, который принадлежал жене Томаса - Норе (вообще она Элеонора, но благодаря цепочке на шее певца все знают ее как Нора), там супруги и проживали. А Ferarri, на котором Андерс приезжал в начале клипа - это машина Дитера Болена. В доме освободили одну комнату и привезли всякие "прикольные штуки" - шахматная доска с шарами, статуя самурая, аппаратура со звукозаписывающей студии. Может, и можно попробовать это проанализировать, но сами авторы точно не готовили для зрителей никаких пасхалок.
P.S. Вот только вид здания снаружи в начале сняли в другом месте (у Штарнбергского озера, в Баварии), в реальности же историческое поместье выглядит так:
Eagles - Hotel California
О песне про "гостиницу, которую никогда не покинешь" до сих пор ведется немало споров. Кто-то говорит, что это какое-то особое психологическое состояние человека, где гостиница обозначает что-то новое и незнакомое для тебя, комфортное, но не родное. Были версии, что под отелем "Калифорния" скрывается больница для душевнобольных, или это вообще какой-то реально существовавший отель, в котором ужасно не понравилось музыкантам. Существовала даже романтичная версия о страннике, который ищет свою любовь, затем находит ее и счастлив с ней до тех пор, пока возлюбленная не стала стремиться к излишней роскоши.
Однако в 2007 году вокалист Eagles Дон Хенли рассказал, что на самом деле речь шла о непростом балансе между искусством и коммерцией. О том, что сейчас, чтобы быть музыкантом, надо больше заниматься "пиаром", искать деньги и продюсеров, крутиться во всей "бизнес-индустрии", и меньше внимания уделять музыке и искусству.
R.E.M. - Radio Free Europe
В этой композиции смысла нет от слова совсем. Когда группа записывала эту песню, у них были написаны только инструментальные партии и ноты для вокалиста, но еще не было текста. Поэтому Майкл Стайп просто пел первые пришедшие в голову слова. А слова в голову ему приходили бессмысленные... (со слов самого исполнителя)
Whitney Houston - I Will Always Love You
Если изучить историю песни, то понимаешь - речь не о романтическом расставании, а о профессиональном. По крайней мере, именно это было идеей песни, когда ее писали.
Начнем с того, что Уитни Хьюстон - не первая исполнительница песни, ее исполнение - это кавер на певицу Долли Партон. Именно она сочинила ее, когда хотела выйти из состава дуэта с Портером Вагонером и заняться сольной карьерой. Но Вагонер даже не хотел слушать объяснения певицы, что ее не устраивает в их совместном творчестве, он считал, что Долли считает себя лучше него. Партон подумала, что лучше всего у нее получится донести свою мысль с помощью песни и написала "I Will Always Love You", где есть такие строчки: "То, что я ухожу, вовсе не означает, что я не буду тебя любить. Я ценю тебя и надеюсь, что у тебя все будет хорошо. Я ценю все, что ты сделал, но я ухожу". Эта песня очень тронула певца, и он согласился на их "расставание", но с условием, что продюсером этой песни будет он. Здесь, кстати, можете послушать оригинальную версию:
Wham! - Wham Rap!
Здесь, по словам Джорджа Майкла, тоже многие поняли песню неправильно. Wham! вовсе не призывали людей к гедонистическому образу жизни. Настоящий посыл песни примерно такой:
Во-первых, не нужно работать, если Вы не получаете от этого удовольствия. В припеве, например, поётся: "Я - человек! Рабочий или не рабочий - но вы не можете мне сказать, что я - не человек. А Вы получаете удовольствие от своей работы? Если нет - просто заканчивайте, не надо оставаться здесь и гнить".
Во-вторых, в Англии тогда была проблема - безработных, особенно молодых, становилось слишком много. Такое "бездельничество" в обществе считалось позором . Джордж Майкл же лишь хотел поддержать таких людей, и выступал, скорее, с призывом "Don't give up, guys!". В песне он призывает их попробовать наслаждаться жизнью, которая у них есть сейчас, не сдаваться и не падать духом. А главное - не обращать внимание на общественное мнение.
P. S. Не забывайте, что песня написана англичанами. Тогда в Великобритании было пособие по безработице, которое позволяло очень неплохо жить.