...Кто жизни не щадил своей
В разбоях, злато добывая,
Тот думать будет ли о ней,
За Русь святую погибая?
Своей и вражьей кровью смыв
Все преступленья буйной жизни
И за победы заслужив
Благословения отчизны, —
Нам смерть не может быть страшна;
Свое мы дело совершили:
Сибирь царю покорена,
И мы — не праздно в мире жили!»
Но роковой его удел
Уже сидел с героем рядом
И с сожалением глядел
На жертву любопытным взглядом.
....Кондратий Рылеев 1821 год
Так романтично Рылеев видел смерть Ермака от руки воинов хана Кучума на Иртыше.
А современная поэтесса Татьяна Коптелова цитирует это стихотворение, чтобы сравнить с Ермаком - Евгения Викторовича Пригожина.
Не буду оценивать это сравнение никак.
Хотя единственная твердая ассоциация, которая возникла у меня по этому поводу - будет много легенд и противоречивых фактов.
У Ермака три места захоронения, к каждому из которых потомки казаков- разбойников по наш день приносят цветы.
Татьяна пишет в своем телеграмм канале:
Воистину, всё уже написано до нас. Воистину, ничего в этом мире не меняется. И если бы 438 августов назад существовал Телеграм, дружественные каналы ЧВК Ермака Тимофеевича наверняка так же просили бы "не публиковать непроверенные данные и сообщения" относительно судьбы её основателя. А простой русский люд всё так же бы ждал, когда тот выйдет из глубин Иртыша / возродится из пепла / и снова скажет: "Работаем!"
Вот эта вольная трактовка чувств "простого русского люда", вызывает улыбку. Ну не могут поэты без олицетворения! И море у них о чем-то думает, и ветер сказочно шумит, и "люд" по разбойникам тоскует.
Кондратий Рылеев личность, конечно, легендарная - один из 5 казненных за страшные события на Сенатской площади в декабре 1825 года.
Тут невольно вздрогнешь от сходства марша Пригожина и восстания декабристов - они в равной степени бессмысленны для всех участников и гибельны для зачинщиков. Рылеева иногда называют "мотором" этого восстания. Видимо, не зря.
В советское время это восстание описывали как некую предтечу 17-го года, придавая ему тем самым определенную логику и цель.
Но была ли эта логика действительно, я не вполне уверена. Как-то слушала очень подробную лекцию, часа на полтора-два, о деталях этого события, и у меня сложилось впечатление, что восстание было скорее сумбурным, чем разумно подготовленным: с неясными требованиями, противоречивыми действиями, во многом напоминало эмоциональный взрыв, а не заговор. Поэтому причины можно посмотреть не в историческом контексте, а в психологии участников.
О Рылееве не лишнее знать:
Отец принадлежал к столбовому дворянству (род Рылеевых), однако работал управляющим имением княгини Варвары Голициной, злоупотреблял спиртным, регулярно избивал мать и сына.
Строчка из Википедии
Не все можно объяснить психическими травмами детства, но спонтанная наклонность к грубым жестоким выходкам, которые потом сменятся смирением и покаянием - это признаки серьезной психической неуравновешенности.
Последнее, написанное перед казнью, письмо Рылеева жене исполнено христианского принятия. Он пишет ей:
Согласитесь, что Раскольников, созданный Достоевским как типаж русского вольнодумца, ведет себя похожим образом. Сначала совершает преступление, чтобы себя испытать, а когда мероприятие полностью провалилось, он сожалеет и раскаивается - понимая, что наделал.
У Пригожина тоже было время подумать о делах своих грешных, кто знает, к каким мыслям он пришел за час до гибели? Мне кажется, наклонность к смирению у него тоже была, если не перед Богом, то перед роком и народом, это точно.
Примерно за месяц до марша это смирение особенно заметно в его прямых эфирах, а потом- видно, маятник качнулся в другую сторону...
zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzz
Сорока Ермака, топор Раскольникова, кувалда Пригожина....
Если смотреть по оружию, то ряд какой-то не очень стройный)).
Но по мятущейся душе изрядное сходство заметно.
Рылеев приписывает Ермаку жажду славы, и в этом видит его главную мотивацию
Ко славе страстию дыша,
В стране суровой и угрюмой,
На диком бреге Иртыша
Сидел Ермак объятый думой.
Более прагматичные исследователи историки, разумеется, делают акцент на добыче смелого атамана, который грабил за пределами русских земель и угождал царю налогами.
О характере и личности Ермака сохранились самые положительные свидетельства в летописях - был отважный разбойник атаман и разумен, и благороден.
В Синодике Ростовского собора Ермаку и его семиствольной пушке сороке прописана вечная память, как "купно храбрствующим".
А вот народная легенда рассказывает о том, что Ермак мог бы выжить даже после нападения людей Кучума на островок, где заночевали его бойцы - якобы, он успел проснуться и броситься вплавь. Но подарки русского царя - тяжелые кольчуги, потащили его на дно.
Народная мудрость всегда точна деталями, пусть и не проверенными, но философскими.
И сегодня русский народ не глупее, чем в годы Ивана Грозного, только интеллигенция, дворяне, да командиры, как и раньше, все стремятся говорить от его имени и возглавлять восстания, которые сами же и мутят.
Умом это точно не понять, поэтом, желательно, чтобы и умом, и сердцем.