Обсуждая потенциальные возможности, ещё в марте в рамках конференции Retail.ru \\ MosHome-2023, отметила основные направления трансформации retail-форматов дрогери
И в качестве бенчмарка был рассмотрен кейс Rossmann - гибридный retail-формат, сочетающие в себе ценности магазинов Drogerie и аптеки, TabaсWinShop и продуктов
И тогда акцентировала внимание коллег на смелом подходе ритейлера в формировании товарного предложения для своих покупателей, так как фундамент устойчивости формулы такого формата – уникальный товар и опыт его покупки.
Согласитесь, далеко не совсем стандартный ассортимент категорий для аптечного дрогери:
• Аптека и здоровье
• Косметика, парфюмерия и уход
• Младенцы, дети и игрушки
• Товары для ведения домашнего хозяйства
• Товары для домашних животных
• Продукты и напитки: хлеб и масло, хлопья и каши, диетическое питание, напитки, горячие напитки, все для выпечки, сладости и закуски, вино и игристое вино
Мир идей: велосипед и автомобиль, дети, хобби и канцелярия, одежда и аксессуары, книги, досуг, сад, животные, спорт, хорошее самочувствие и здоровье, жизнь и украшения
Видео-кейс. Бенчмарк retail-формата Rossmann
Очевидно, что ритейлер:
• понимает и следует тенденциям развития категорий, с учётом предпочтений своих покупателей, при этом расширил существующие категорий и ввёл дополнительные сегменты, актуальные запросу рынка и контексту покупок
• регулярно обновляет ассортимент, обеспечивая гарантию наличия трендовых, сезонных товаров
• развивает ассортимент в ключевых категориях СТМ и ассортимент экологичных товаров
• обеспечивает бесшовный опыт покупок в точках on/off, создавая дополнительные ценности для своих покупателей
А теперь ещё, следуя тренду внедрения технологий и инноваций (согласно официальных источников LZ ) внедряет технологию электронных ценников и стремится перевести свои аптечные магазины дрогери в большинстве на кассы самообслуживания. С одной стороны, покупатели оценят возможность удобной оплаты и в удобном для них темпе. С другой стороны, кассы самообслуживания чрезвычайно помогают в повседневной работе, особенно в локациях с нехваткой персонала. Ну и оптимизация операционных расходов
Также Rossmann рассматривает любопытное решение по использованию спутникового Интернета в качестве резервного варианта (альтернатива только в том случае, если другие решения не работают) системы Starlink американской компании SpaceX от Илона Маска
Rossmann также экспериментируют с новыми подходами в области искусственного интеллекта (ИИ). Инструменты искусственного интеллекта, такие как ChatGPT и инструмент Midjourney, используются, например, для автоматического создания текстов, изображений или презентаций.
И это кейс, всего лишь одной компании. Но создавая новый или трансформируя существующий формат магазинов, безусловно берём все лучшее и подходящее из современных практик мирового ритейла.
Например, даже продукция собственного food-производства может стать частью уникального ценностного предложения по товару вашего формата дрогери. Та же категория "Здоровое питание", с доступным и простым ассортиментом "Simple, useful and healthy", в которую входят охлажденные фито-напитки на основе отвара фруктов, ягод аптечных трав и пряностей, фруктовая вода-витаминная бомба и жаждоутолитель, здоровые десерты на основе йогурта, фруктовых пюре и чиа, с топпингами орехов, гранолы, сухих ягод и цитрусовых чипсов и др.
При этом данный ассортимент по праву разместиться в зоне кафе магазина дрогери, в т.ч и аптечного. И при формировании гибридной формулы и проектировании торгового пространства, мы учитываем эту категорийную и функциональную для покупателя зону
И представьте себе в таком современном аптечном магазине дрогери ещё одну актуальную категорию для городских покупателей "Зелень на подоконнике". Это все о здоровом питании и образе жизни, а сколько свежести и эмоций эта категория добавит.
И это не предел. Понимая контекст и основные случаи покупок в магазинах дрогери от "купить всё для здоровья и ухода за собой и членами семьи, для поддержания домашнего хозяйства" и до "оперативно оказать медицинскую помощь себе и домашним", вы фокусно и комплексно сможете обеспечить товарное предложение под каждую ситуацию покупателей
А для возможности продления режима работы 24/7/365 снаружи ваших флагманских объектов акутально организовать пункт Click&Collect, ну или хотя бы обеспечить удобный пункт выдачи онлайн-заказов/ПВЗ
Создавая новый или трансформируя существующий формат, всегда важно формировать лояльное сообщество своих покупателей вокруг ценности ваших магазинов. В формате дрогери основным покупателем является женщина в разрезе этапов жизненного цикла семьи. При этом, большинство женщин ищут возможность оздоровления и сохранения красоты и молодости. Опираясь на это, для каждого формата дрогери будет актуален свой женский клуб осознанных женщин в современном стиле жизни
Коллеги, как видите, горизонт изменений может быть масштабный и у каждой компании он свой. На протяжении уже нескольких лет к нам обращаются компании, не новички в ритейле, которые понимают необходимость и следствие трансформации своих retail-форматов, так как мы открываем новые возможности потенциального развития, учитывая актуальные тренды и технологии мирового ритейла, применяя и адаптируя их под цели и задачи конкретного бизнеса
Наталья Чичук эксперт по созданию и развитию современного ритейла Основатель и управляющий директор компании ООО «Formater Consulting»
Использованы материалы Lebensmittel Zeitung https://www.lebensmittelzeitung.net/