Посмотрев «Вечера на хуторе близ Диканьки», я открыл для себя удивительный мир сказок Александра Роу, главным действующим лицом которых долгие годы был Георгий Милляр. Как сказал мой друг: «Все нормальные люди эти сказки в детстве посмотрели». Ну, раз уж я пропустил эту часть своего детства, пришлось восполнить ее сейчас.
Что же могу сказать, как ни странно, эти фильмы очень сильно устарели. Мне они были интересны с технической и визуальной точки зрения. Начиная с «По щучьему велению» 1938 года, режиссер создает очень классную атмосферу, от которой прям веет домашним теплом. «Кащей бессмертный» 1944 года, «Варвара-краса, длинная коса» 1969 года и еще куча фильмов между ними выглядят как реальная сказка, сошедшая с книг. Я не знаю, какой Куклачев у них там занимался животными, но в каждом фильме присутствует какая-то животина, которая прям активно участвует в сюжете. Сейчас, наверное, проще на компьютере животное нарисовать, чем научить его ВОТ ТАК играть в кадре.
Однако, если смотреть подряд все его фильмы, как это сделал я, можно заметить интересную особенность: Александр Роу практически не развивался в монтаже. Во всех его фильма одни и те же приемы обратной перемотки, одни и те же звуки (буквально), даже актеров он старался использовать одних и тех же. Это ни в коем случае не плохо, но в глаза бросается очень сильно.
Ну и одним из наиболее важных компонентов данных фильмов является Георгий Милляр. Представьте, в 16 фильмах данного режиссера он сыграл больше 30 ролей. Да, все они второплановые, но Милляр всегда ярче основных героев. Интересный, конечно, был актер. Но опять же, если смотреть подряд все фильмы с его участием, можно обратить внимание на то, что он почти везде одинаковый. Кроме, наверное, Кащея. Его черты лица и мимика настолько узнаваемые, ну и я настолько дилетант в тонкостях его образов, что во всех фильмах я не видел разных персонажей, я видел Георгия Милляра в разных костюмах.
Александр Роу, конечно, выдающийся режиссер, который, на пару с Милляром, буквально создал жанр советских сказок. Но сейчас я не могу представить, что современный школьник смотрел их и искренне радовался. В связи с этим у меня есть один вопрос, который я собираюсь озвучить в следующем посте, посвященном Александру Птушко.