Найти тему
С книгой по миру📚

Философ предпочитает мох розам. Набоков - это не только "Лолита". Но еще и"Дар", "Другие берега", "Приглашение на казнь" и "Весна в Фиальте"

Всем привет! Сегодня речь пойдет о Владимире Набокове и его гениальных (здесь можете по собственному усмотрению либо взять слово в кавычки, либо оставить, как есть) произведениях.

До поступления в Литературный институт, в моем мире Набоков = Лолита. Но я намеренно не буду писать ничего (почти) про его самый знаменитый роман, а остановлюсь на других.

Ох и намучилась я с ним! Все началось с того, что моя однокурсница с Лита посоветовала почитать "Дар" Набокова. В сборнике, взятом в библиотеке, оказались и прочие его романы и рассказы. А у меня есть принцип - дочитывать до конца. Весь август я писала Лене: "Ленааааа, я еще на 558 странице". Она мне в ответ: "Света, сочувствую".

Чтобы кратко охарактеризовать творчество Владимира Владимировича, я воспользуюсь цитатой из книги Дины Рубиной "Одинокий пишущий человек ":

У одного писателя текст на странице идет сплошным густым напором, глазу негде отдохнуть, мысли негде притулиться, памяти негде ноги размять. Автор словно призывает вас затаить дыхание, запереть желания и погрузиться в текст с головой - как ныряльщик погружается в глубину океана. И вы с трудом преодолеваете тугую плотность текста, и устаете, читая, и, завершив главу, откладываете книгу (С ОБЛЕГЧЕНИЕМ - мое примечание) - уважая себя за проделанную работу. Книга серьезная, почтительно думаете вы, автор - гигант мысли.

Сначала Набоков мне вообще никак не зашел (а начала я с "Дара"). Пожалуй, его главный минус (я бы сказала, что даже не как писателя, а как человека) - это постоянная критика кого-нибудь в своих романах. Вот список тех, кого ненавидит Набоков (неполный, разумеется): Фрейд, Пастернак, Чернышевский, Поплавский, Вертинский, Северянин, Гиппиус, Репин, еще несколько "бездарных художников", советская власть и все, имеющие к ней отношение.

Я допускаю наличие разных точек зрения, но читать ЦЕЛУЮ главу, где автор не стесняется в выражениях и ругает Чернышевского, простите, я очень устала. Мы с коллегой даже пришли к выводу, что нужно прочитать "Что делать?", чтобы понять, за что же все-таки... Такова психология, чем больше ругаешь, тем больше сочувствия вызывает ругаемый:)

При этом я не умаляю достоинств автора (да и разве имею право?), у него очень красивый язык, некоторыми местами я искренне наслаждалась:

...это было только лучшее, естественнейшее выражение счастья, - которое тут же, побочно, в более общедоступном издании, выражалось такими вещами, как бархатистость воздуха, три липовых изумрудных листа, попавших в фонарный свет, холод пива, лунные вулканы картофельного пюре, смутный говор, шаги, звезда среди развалин туч

Читая дальше (потом было "Приглашение на казнь" и "Другие берега"), мне стали более-менее понятны мотивы, двигавшие автором. Во многом благодаря тому, что "Другие берега" - автобиографичная повесть. Там он рассказывает о своем прекрасном детстве с гувернантками, пятью ванными комнатами и поездками на французский курорт Биарриц.

Владимир Набоков в 1907 году. Авторство: Карл Карлович Булла. http://humus.livejournal.com/3290661.html, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=42383821
Владимир Набоков в 1907 году. Авторство: Карл Карлович Булла. http://humus.livejournal.com/3290661.html, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=42383821

Набоков эмигрировал в апреле 1919 года:

...на небольшом греческом судне "Надежда", с грузом сушеных фруктов возвращавшемся в Пирей, мы в начале апреля вышли из севастопольской бухты.

Впрочем, эмиграция не помешала Набокову окончить Кембриджский университет.

Накануне эмиграции, Владимир Набоков стал наследником миллионного состояния своего дяди по матери и петербургского имения Рождествено:

...с этой белой усадьбой на зеленом холму, с дремучим парком за ней, с еще более дремучими лесами, синеющими за нивами, и с несколькими стами десятин великолепных торфяных болот, где водились замечательные виды северных бабочек да всякая аксаково - тургенево-толстовская дичь.

Вот что пишет сам Набоков о своем наследстве в повести "Другие берега":

Мне было семнадцать лет; вторая любовь и первые паузники занимали все мои досуги, о материальном строе жизни я не помышлял - да и на фоне общего благополучия семьи никакое наследство не могло особенно выделиться; но теперь мне вчуже странно, и даже немного противно, думать, что в течение короткого года, пока я владел этим обреченным наследством, я слишком был поглощен общими местами юности - уже терявшей свою первородную самоцветность, - чтобы испытать какое-либо добавочное удовольствие от вещественного владения домом и дебрями, которыми и так владела душа, или какую-либо досаду, когда большевицкий переворот это вещественное владение уничтожил за день.

Позднее, Владимир Владимирович довольствовался "меблированными комнатками", и думаю, не раз вспоминал свою юность. А теперь посудите, о чем человек, которого лишили всего, будет писать и почему он полон ненависти? Если бы меня лишили пяти ванных комнат (даже одной), пожалуй, я бы реагировала еще более эмоционально...

Боль Набокова нашла отражение во многих его рассказах, не только романах. Например, его рассказ "Уничтожение тиранов" очень потряс меня. В нем описывается образ диктатора (можно предположить, какого, но думаю в целом автор имел ввиду собирательный образ), его неприметная юность, примитивность, заурядность, но МОЩЬ, благодаря которой он перевернул мир. А также фантазии автора насчет того, что бы было, если бы кто-то в юности, все же убил тирана.

... ведь я мог его уложить выстрелом в упор, и тогда не было бы ничего, ничего из того, что есть сейчас, ни праздников под проливным дождем, исполинских торжеств, на которых миллионы моих сограждан проходят в пешем строю, с лопатами, мотыгами и граблями на рабьих плечах, ни громковещателей, оглушительно размножающих один и тот же вездесущий голос, ни тайного траура в каждой второй семье,ни гаммы пыток, ни отупения, ни пятисаженных портретов, ничего...

Лично на мой вкус, автор силен именно в малой прозе. Здесь он может соперничать даже с А.П. Чеховым. Никогда не знаешь, чем закончится. Мой любимый рассказ Набокова - "Весна в Фиальте". Он про любовь женатого мужчины к другой женщине. Звучит довольно плоско и пошло, но Владимир Владимирович все представил совершенно в ином свете.

Всякий раз, когда мы встречались с ней, за все время нашего пятнадцатилетнего... назвать в точности не берусь: приятельства? романа?..она как бы не сразу узнавала меня; и ныне тоже она на мгновение осталась стоять, полуобернувшись, натянув тень на шее, обвязанной лимонно - желтым шарфом<…>Она всегда или только приехала или уже уезжала<…>Вновь и вновь она появлялась на полях моей жизни, не влияя на основной текст.

В заключение, рекомендую изучать творчество Набокова с малых форм (рассказов), тогда уже поймете, стоит ли пускаться в непроходимые дебри его романов (но пройти можно).

Набоков оказался прав:

Мне-то, конечно, легче, чем другому, жить вне России, потому что я наверняка знаю, что вернусь, - во-первых, потому что увез с собой от нее ключи, а во-вторых, потому что все равно когда, через сто, через двести лет, - буду жить там в своих книгах, или хотя бы в подстрочном примечании исследователя.

#набоков #дар #другиеберега #веснавфиальте #пригшалениенаказнь #мамаслитературнымуклоном