Найти тему

Чудесные фантазии и фантастические чудеса Антонии Байетт

В этих историях дышит тайна, живет страсть, пульсирует древняя магия.
Marie Claire

Такие слова можно прочесть на обложке сборника А.С. Байетт "Чудеса и фантазии", который я читала в рамках марафона.

⚡️Напоминаю, что с 1 по 31 августа мы читаем книги Донны Тартт и Антонии Байетт. Можно выбрать любое произведение и еще успеть присоединиться к нам.

О правилах марафона читайте в конце статьи, а пока что я поделюсь своими впечатлениями от прочитанного.

Сразу скажу, что "Чудеса и фантазии" это собрание короткой прозы А. Байетт, в которое входят авторские сборники - «Джинн в бутылке из стекла "соловьиный глаз"», «Духи стихий» и «Черная книжка рассказов».

Прочитала я только первый сборник - «Джинн в бутылке из стекла "Соловьиный глаз"». Остальное оставила на потом, чтобы растянуть удовольствие.

Выбрала я именно этот сборник для чтения, потому что, во-первых, романы Байетт я уже читала, а во-вторых, он у меня давно стоял на полке и ждал своего часа. Наконец, дождался!

Я люблю короткую прозу, очень люблю сказки и фольклор, интересуюсь ими, читаю, изучаю, пишу иногда сама сказочные истории. В общем, этот жанр мне очень близок.

Антонии Байетт он тем более близок, так как сказки и фольклор интересовали ее всю жизнь и занимали важное место в ее творчестве и профессиональной деятельности. Этот интерес проявляется и в ее романах: в «Обладать» очень много упоминаний различных мифологических существ, особенно часто упоминается фея Мелюзина, и помимо основного сюжета есть вставные фрагменты - сказки, волшебные истории и стихи; в «Детской книге» главная героиня, Олив Уэллвуд – детская писательница, она пишет очень необычные сказочные истории, которые также являются вставными элементами книги. Помню, как они меня завораживали во время чтения.

Нужно отметить, что Байетт не была бы Байетт, если бы она просто пересказывала известные сказки и легенды. В ее историях причудливо переплетаются известные сказочные сюжеты с авторским вымыслом, принимая порой совершенно неожиданные формы. Поэтому сборник вполне оправдывает свое название – «Чудеса и фантазии».

А теперь я расскажу отдельно о каждой из тех пяти сказок, которые входят в сборник «Джинн в бутылке из стекла "Соловьиный глаз"».

«Стеклянный гроб»

Эта сказка открывает сборник и, кстати, она является одной из вставных историй в романе "Обладать".

Те, кто знаком со сказками братьев Гримм, наверняка знают их одноименную сказку. Байетт взяла известный сюжет, но рассказала его по-своему, что-то немного изменив, где-то дополнив какими-то деталями. Сказки это устное народное творчество, и каждый по сути волен рассказывать их так, как считает нужным, выделяя в них то, что наиболее интересно и важно самому рассказчику. И Байетт выделяет не то, что читатель привык видеть в сказках с подобным сюжетом. Обычно в таких сказках герой спасает тем или иным способом героиню, попавшую в беду или заколдованную с помощью чар злого колдуна/ колдуньи, и получает за это руку и сердце спасенной красавицы, а также в придачу замок, царство, коня, богатство и т.д. Тут вроде бы все то же. Но акцент перемещен с удачной женитьбы на то, что самое важное в жизни - это твое дело, ремесло, талант, к которому лежит душа и которое получается лучше всего. Умение и прилежание помогли герою в сложной ситуации, да и потом, когда казалось бы, уже не нужно было трудиться, любимое дело спасло его от скуки.

«Без работы мастер не мастер. И он велел принести тончайшие шелковые ткани и яркие нитки и для души занялся делом, которым прежде занимался из нужды.»

«История Годэ»

Эта сказка мне понравилась, но я не до конца поняла ее смысл. (Кстати, если я не ошибаюсь, по-моему, она также является вставной историей в романе "Обладать", читала давно, могу перепутать).

Похожа она на мрачные, страшные истории, которые есть в фольклоре многих народов. Возможно, это что-то из кельтского или английского фольклора. Я искала информацию о том, кто такая Годэ, но так и не нашла, к сожалению. В самой же сказке это имя ни разу не упоминается. Так что остается не до конца понятным, кто же эта самая Годэ. Скорее всего, главная героиня. Но в сказке ее называют просто мельниковой дочкой.

Это история о любви, любви странной, тяжелой и несчастливой. Одна гордая девушка полюбила матроса – отважного, сильного, с яркими глазами. Но был он беден и слыл «за человека непутного». Девушкам он нравился и особенно им нравилось смотреть, как он пляшет, выделывая «своими длинными ногами ловкие, хитрые коленца, и все, значит, с такой вот ухмылкой на губах.»

Рассказывать подробно об этой истории нет смысла, она совсем короткая. И вроде бы все понятно на первый взгляд, но если задуматься, то начинаешь задавать себе всякие вопросы. Что-то странное в ней есть. Возможно, нужно быть знакомым с первоисточником или хорошо знать фольклор, из которого она выросла. Но так как я не нашла ничего конкретного, то мало что могу сказать в дополнение. Если кто-то читал и знает больше, поделитесь, пожалуйста, в комментариях. Единственное, что еще скажу: в целом история очень красивая, как все грустные сказки и легенды о несчастной любви.

«История старшей принцессы»

Это, пожалуй, самая странная сказка. Во всяком случае, очень необычная. В ней есть три принцессы, и у каждой есть своя история. Основная история, как и сказано в названии, это история старшей принцессы. Но в конце нам кратко рассказывают истории средней и младшей принцесс. Старшая принцесса отправляется в путь, чтобы выполнить важное задание. Но в какой-то момент она сошла с заданного пути и отправилась на поиск собственных приключений…

Если я правильно поняла замысел Байетт, то в этой сказке она говорит о тех безграничных возможностях, которые таит в себе любая сказка и история. Рассказчик может повернуть свой рассказ в любую сторону, писатель, если захочет, может куда угодно завести своих персонажей, но самое интересное то, что и герои этих выдуманных историй, порой, начинают вести себя так, как хочется им самим. Долой стереотипы и проторенные дорожки! Если принцессы не хотят пока знать, где находится в данный момент их единственный ненаглядный, не хотят смотреть на волшебные гобелены с чудесными лесами, оживающими прямо на глазах, а хотят настоящих лесов и настоящих приключений, то так тому и быть. Еще тут явно проглядывают феминистические мотивы. Принцессы вовсе не обязаны сидеть и ждать, когда их спасут и выдадут замуж. Они могут и сами искать и решать свою судьбу.

«Драконий дух»

Еще одна страшная история, но в отличие от «Истории Годэ», в которой есть нечто невидимое, потустороннее и инфернальное, эта сказка рассказывает о чем-то страшном, что порой вторгается в обычную, устоявшуюся жизнь людей извне, и при этом оно очень ощутимо, даже чересчур. Оно все рушит на своем пути и нет от этого спасения.

Это сказка про чудовищ, с которыми никто не может справиться. Неизвестно, откуда они взялись, зачем появились и куда в итоге исчезли. Больше всего это похоже на какое-то стихийное природное явление, бедствие, против которого человек бессилен. И как со временем после таких катастроф постепенно все приходит снова в норму, так и эта история постепенно забывается и остается лишь в памяти, легендах и сказках, которые рассказывают детям и внукам, чтобы разогнать тоску.

И «слышалось в этих сказках, загадкою, намеком, как связаны между собой покой, красота и ужас.»

«Джинн в бутылке из стекла “соловьиный глаз”»

Это самая большая история в сборнике, сказочная повесть, новелла. И она, по-моему, самая интересная.

Героиня по имени Джиллиан Перхольт, ученая-фольклористка, отправляется на конференцию в Анкару. Там она встречается со своим старым другом, импозантным турецким профессором по имени Орхан Рифат. На конференции доктор Перхольт выступает с докладом, во время которого пересказывает историю Терпеливой Гризельды (анализирует «Рассказ студента» из «Кентерберийских рассказов» (1386-1400) Джеффри Чосера.) То есть перед нами вставной рассказ.

Во время доклада ей вдруг является призрак. Странный, страшный и огромный призрак старой женщины. Была ли то галлюцинация или призрак был настоящим ужасным существом, которое «неким образом явилось сюда на волнах неведомой энергии»? Не совсем понятно. Но понятно то, что это воплощение страха самой Джиллиан - страха телесного старения и увядания.

На следующий день после конференции доктор Перхольт отправляется в Музей анатолийских цивилизаций, где ей встречается странный старик, бывший солдат. Он проводит для Джиллиан своеобразную экскурсию по музею. Позже, во время веселой прогулки с друзьями Орхана в Измире, она рассказала об этой встрече.

«-Возможно, это был джинн, - сказал Орхан. <…> джинны могут выглядеть, как угодно, однако в обличье человека они всегда безволосые.
- У него была очень волосатая куртка, - сказала Джиллиан, - но сам он был действительно безволосый. И кожа такая желтовая, цвета слоновой кости или пчелиного воска, и очень гладкая – нигде ни единого волоска.
- Ну конечно джинн, - сказал Орхан.»

Неизвестно, кто это был на самом деле, но дальше события развиваются так, что Джиллиан предстоит действительно встретить самого настоящего джинна, точнее, вызволить его из бутылки из стекла “соловьиный глаз”, которую она купила в небольшом магазинчике на базаре.

После этого нас ждет множество удивительных историй, сродни тем, что рассказывает Шехерезада царю Шахрияру в «Тысяче и одной ночи». И, конечно же, Джиллиан предоставляется возможность загадать три желания!

Удивительная, красивая история о сказках, наших желаниях и любви.

В заключение добавлю, что в прошлом году я посмотрела в кинотеатре замечательную экранизацию этой повести - "Три тысячи лет желаний" с Идрисом Эльба и Тильдой Суинтон в главных ролях.

-2

Конечно, экранизация не точно передает всю канву повести, но такого ведь и не бывает. Есть определенные отличия между книгой и фильмом, даже главную героиню в фильме зовут не Джиллиан, а Алитея. Но в целом, мне кажется, сюжет передан довольно точно, а главное, картина получилась очень зрелищной, визуально красивой и завораживающей. Я была под большим впечатлением, просто выпала из реальности во время просмотра. Хотела поделиться впечатлениями сразу после просмотра, но так и не нашла для этого времени. Зато, спустя год, прочитала литературный источник. А ведь, когда я смотрела фильм, я даже не знала, что он поставлен по произведению одной из моих любимых писательниц, у которой, кстати, сегодня ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ! Ей исполнилось 87 лет, с чем я ее и поздравляю!

-3

Справка из Википедии:

Дама Антония Сьюзен Байетт (англ. Antonia Susan Byatt, в девичестве Дрэббл; 24 августа 1936) — английская писательница. Автор более двух десятков книг, носитель множества почётных учёных степеней различных университетов и лауреат многочисленных литературных наград и премий. Роман «Обладать» получил Букеровскую премию (1990) и включён в университетские программы во многих странах мира, роман «Детская книга» попал в шорт-лист Букеровской премии (2009).

А теперь обещанные подробности о марафоне.

⚡️Список организаторов: Longfello, «Ариаднина нить», «Библио Графия», «БиблиоЮлия», «Запах книг», «Книжная полка Джульетты», «Книжный мякиш», «чопочитать».

Спасибо за внимание!

Всем хороших книг и отличного настроения!

С вами была ваша Джульетта

Мой Телеграмм