Найти тему

Абаханаабага! Израиль: море, отели и орнитологи

… - Абаханаабага! - в очередной раз вывел из дрёмы по-левитановски поставленный голос, объявляющий остановки… «Нужно обязательно узнать, что же это означает», - подумал я, настолько популярное объявление, что даже я запомнил какие-то еврейские слова. Наверное: «Уважаемые пассажиры!». Конечно, я знал и самые главные слова, все на букву «Ш»: шалом, шекель, шабат, … Наш автобус размеренно скользил по идеальному асфальтовому покрытию, неслышно овевал кондиционер, а за окном проплывали утопические пейзажи: то покрытые белёсой сеточкой посадки мандаринов, то, под чёрной марлей – плантации какой-то зелени, то открытые широкие поля с молодыми кустиками среди хитросплетения тоненьких трубочек, проложенных по земле. И я сразу вспомнил нашу первую поездку – из аэропорта Бен-Гуриона, первый вид из окна.

***

-Чёрная сетка – от солнца, белая – от птиц, а трубочки – капельный полив, вода попадает адресно к конкретному растению и строго по расписанию, - терпеливо объясняет мне Аня, моя спутница.

- А что же было до капельного полива?

- Каменистая пустыня. Дожди ведь в Израиле редкость, чаще используют опреснённую или улучшенную артезианскую воду. После образования государства многие добровольцы буквально вручную измельчали камни в песок, чтоб создать пригодные для сельского хозяйства угодья …

***

Сегодня – уже самостоятельная поездка почти через всю страну. От Тель-Авива до Эйлата, красноморского побережья. Как ни странно, более чем пятичасовой переезд не утомляет. Вынырнув из полудрёмы, продолжаю любоваться пейзажем за окном. Теперь уже не заметно поросших сосновыми борами холмов (сосна иерусалимская, кстати), их место занимают каменистые сопки среди забрызганных зелёными пятнами саксаулов и тамариксов желтоватых равнин.

Едем ещё южнее – и сквозь густое марево просматривается зеркало Мёртвого моря. Крутой серпантин вниз и ровная дорога несёт поперёк космически светлых каньонов, мимо скалистых предгорий по пустыне Негев. Того и гляди, из каньона или горного цирка вынырнет на своём драндулете юный ЭнакенСкайуокер – настолько пейзаж напоминает сцены из «Звёздных войн». Потом – раз, и среди песка появляется прямоугольник высоких деревьев, совсем как наши сосновые посадки: красивые ровные ряды на сухой земле. Только это финиковые пальмы. А между рядами ездят компактные трактора с подъёмными платформами, как для замены лампочек в фонарях. Дальше, слева от трассы, за сеткой-рабицей поднимает голову страус, настораживается и начинает бежать за автобусом.

Чуть поодаль виден ещё один, группочка из трёх. Позже я выяснил, что это – не тривиальная страусовая ферма, а питомник по разведению и восстановлению редкой популяции арабских страусов. Дальше – стадо овечек. Нет! Это же антилопы, настоящие ориксы! Оказалось, и их специально разводят для восстановления редкой популяции. А вокруг – пустыня от края до края. До самого побережья – тревожный каменистый пейзаж.

И вот, в обрамлении розоватых горных хребтов, проявляется Эйлат – настоящий пустынный оазис. Вспомналась сцена из «Белого солнца пустыни», когда Сухов из пустынных прикаспийских барханов попадает вдруг в окружённый высоким забором двор таможенника Павла Верещагина. С чемоданами тарахтим по брусчатке среди аккуратных изумрудных (!) газонов под пышными кронами ухоженных пальм. По гладко выстриженным стволам, как по хребту пуделя ловко скачут попугаи. От палящего полуденного солнца по бровям стекают солоноватые капли…

Подумать только: скоро Зима! Навигатор путает названия улиц, всё время просит двигаться «на север», я решаю: «Язык до Киева доведёт». И правда, доводит! Смешанный английско-русско-жестовый язык оказывается понятен внимательным местным жителям, они заботливо помогают разобраться в перекрёстках, поворотах и торговый центрах. В отеле и того проще – русскоговорящий ресепшн и соседи из Молдавии – всё, можно расслабляться!

-«Абаханаабаха! Корал бич.», - нам пора выходить. Всего за четыре с небольшим шекеля можно оказаться в любой точке города или пригорода, и волшебный зелёный автобус высадил нас прямо напротив длинного, ограждённого сеткой пляжа.

В первый день я пребывал в полной уверенности, что Красным это море назвали за окружающие хребты, особенно краснеющие в закатном свете. Да и песок на пляже был розоватого оттенка явно как следствие этих хребтов разрушения. Но сегодня я побывал в коралловом заповеднике, на станции подводного наблюдения и моя уверенность пошатнулась. Во-первых, разнообразие обитателей коралловых аквариумов, продуманно прохладных и тенистых, зашкаливало, затмевая всё виденное доселе. Во-вторых, погрузившись по крутовинтовой лестнице на 10 метров под воду и наблюдая за прибрежной глубиной сквозь стёкла-иллюминаторы, я понял, что аквариумные стены были психологической подготовкой к восприятию того подводного величия, что сотворено Природой. Не иначе, как Садко гостил у Царя Морского в Эйлате. Ну, в крайнем случае – в Шарм-эль-шейхе. А, быть может, просто Ноев ковчег здесь пробил дно о коралловый риф и из него до сих пор выходят твари-по-паре морские. И правда, встретить третью похожую точь-в-точь рыбку гораздо сложнее, чем увидеть новую, совсем не виданную.

Вот что такое природный калейдоскоп: моргнёшь глазами, а картинка уже совсем другая, но не уступающая по яркости предыдущей. В-третьих, интерес у туристов и жителей к подводному миру столь высокий, что во всех помещениях Коралловой станции не протолкнуться. Весело, азартно, немного громковато, но, видимо, это здешняя черта, ничего не попишешь.. Красное море, как и Красная площадь, красное вдвойне! Красные хребты, как кремлёвские стены, а красность – красивость спрятана внутри, в коралловых глубинах.

-Алёша? Ты купаешься без маски?, - спросила меня во время телефонного разговора Аня, - быстро беги в номер! Лучше потерять полчаса времени, чем лишить себя яркости, восторга, волшебства кораллового снорклинга!

И, да. Она была права!

- Атаханаабаа! - улыбается по телефону Аня, - Это означает "следующая остановка". Нашей следующей остановкой должен был быть "Аэропорт Рамон", мы вышли на повороте перед ним. Решили немного отдохнуть от погружений, а главное - от бесконечных команд аквалангистов, в чёрной термо-униформе, словно сдающих - принимающих самый главный пост. Не успеет отпузыриться, выползти первая партия, а, может, и "выйти чредой из вод ясных", аки пушкинские богатыри (вот вам и остров Буян!), глядь - уж вторая бочком-бочком в то же место заходит.

Сегодняшнее утро проведём с птицами! Благо, буквально под боком расположена Эйлатская станция кольцевания птиц, на которой изучают рискнувших двинуться в путь через море и пустыню Сахару прямо в саванны африканского континента пернатых. На станции волонтёрила юная сибирская орнитологиня, и мы договорились повстречаться с ней и побродить по окрестностям.

Солнце ещё только-только поднималось над предгорьем, а мы уже смело перелезали через невысокую колючую проволоку. Ну, да. На железных решетчатых воротах был знак "Проезд запрещён", Но ведь рядом же с ним висел значок с изображением птицы - явно указание на кольцевальную станцию. Предчувствие не подвело - скоро увидели ряды паутинных сеток и запутавшихся в них маленьких пташек. Эх, ничего экзотичного, наши же пролётные варакушки и зарянки. Вскоре подоспели и израильские коллеги по перу. Но встретили нас недружелюбно. Честно, самая недружественная встреча за всю поездку.

"Как вы сюда попали?!" "Проход туристам здесь строго воспрещён!!!"
- Мы не туристы, мы орнитологи, - бил я себя биноклем в грудь, - Елена, мы же с вами вчера созванивались...
- Стойте тихонько в стороне и ждите, пока мы закончим работу - уже по-русски процедила сквозь зубы Лена.

Отработав собранный пернатый материал, то есть измерив, взвесив, окольцевав каждую пташку, записав все данные в журнал кольцевания, ребята: юноша с девушкой и старичок-волонтёр, разбрелись по станции по делам, а Елена вышла к нам, прикрыла деревянную стойку и выдохнула: "Вот теперь я могу с вами поговорить".Сдержанно-вежливую беседу прервал молодой высокий мужчина - Наом, оказавшийся директором станции. Поздоровавшись, он предложил по чашечке кофе. "Ага, будет вам и ванна, и кофе, и какое с хлебом", - скептически подумал я, но внешне как мог вежливо согласился. И всё. Как-будто включился какой-то секретный месседж. Леночка защебетала, побежала за чашками и кипятком, потом откуда-не-возьмись появился крутой "Свенсоновский"определитель.и мы стали непринуждённо беседовать о птицах, об орнитологах, сразу обнаружили пару-тройку общих знакомых, а после кофепитияНаом предложил пройти вместе с ним по окрестностям станции в формате мониторинговой экскурсии.

Бес платно . "Не вредные мы люди и есть у нас свой ангел-хранитель", - неслышно подумал я, и как только смог выразил по-английски свою признательность и восторг. Мы повстречали стайку фламинго, шпорцевых чибисов, ушастую сову, скромного чернохвостого чекана, другую "мелочь" и стайку куличков. Но это уже чисто профессиональное. Главное - мечты сбываются! Надо только заранее их планировать. и не лазить-таки через колючку))

… Повышаем градус… Есть такое правило – с градусами работать только на повышение, тогда последствия будут самыми благоприятными). Вот и мы решили повысить. Градус температуры и градус солёности. Билет на зелёный автобус купили заранее: Эйлат – Неве-Зоар. И уж совсем предварительно забронировали номер в отеле «RoseDeadSea». На берегу Мёртвого моря. 300 метров до пляжа. Однако, оказалось , подготовились недостаточно… Вежливый водитель понял, про посёлок Неве-Зоар, обещал даже остановить у отеля. Но когда двери автобуса за нами закрылись, а пятизвёздночное здание отеля закрывало солнце, я почувствовал неладное. Спросил у швейцара про наш отель - тот уверенно махнул рукой в сторону пляжа: там, мол ваше Мёртвое море. Навигатор в этот раз оказался предельно честен: «До пункта назначения 32 минуты пешком.

Температура воздуха в Неве-Зоар 37 градусов Цельсия». Про температуру, конечно, додумал уже я сам – тени-то никакой. Хочешь-не хочешь додумаешь! Первый километр чемоданные колёсики стучали, на грунтовке стук исчез. Вместе с ним исчезли высокие стены отелей, пальмы, шезлонги, беседки, души для отмывания соли, пляж. То есть берег был, дорога тянулась вдоль моря до горизонта, но равномерно, через 100 метров виднелись столбы со знаком «купание запрещено».

Поправляя сползающую лямку сумки, промокая платочком солёные ручейки со лба, супруга спросила:

-И где же она? «Роза Мёртвого моря»? И главное – где её пляж?!!!

- Видишь, дорогая, зелёный островок среди каменных построек? Вот и навигатор говорит, что полтора километра…

- Дорогой, а ведь можно было дочитать до конца все отзывы в интернете! Не попали бы тогда в эту …попу Мира!!

И ведь она оказалась права!!! В каком-то смысле. Неве-Зоар – самое низкое поселение на Земле, ниже уровня моря на 423 метра! Но в остальном всё оказалось не так уж плохо: русскоговорящий администратор, кухня и кондиционер, 1,5 км до общественного пляжа с шезлонгами и антисолевым душем. И само волшебное море.

-2

Вязкое, как масло, ровное, как зеркало – даже ветерок не в силах поднять на этой глади рябь. Горы, окружающие розовую гладь : слева – израильские, справа – иорданские. Засахаренная солью береговая галька, нежный восход с разбегающимися солнцами(одно вверх, другое вниз) и закат, в котором два солнца сближаются и, сливаясь сначала в одно, самопоглощаются в рубиновую точку над зеркальной гладью…

-3

Да,если вы решитесь набрать на память полторашку «мёртвой» воды, приготовьтесь к допросу таможни: на просветке вода окажется порошком. А вдруг – белым? ;)

- Атаханаабаа. Таханамерказит, - мы прибываем на центральный автовокзал Иерусалима. На второй его этаж. Просто в голову не приходила мысль о трёхэтажных автовокзалах и аэропортах – до посещения Израиля, конечно. Трёхуровневые посадочные платформы то есть! На каждую платформу подают автобусы!!! Причём прямо к дверям здания вокзала. Невообразимая супертехнологичность.

Пятнадцатиминутная поездка на супертехнологичеом трамвае – и мы в пешей доступности от Яффских ворот, древнего входа в Старый город. Поднимаемся на башню Давида, и весь город как на ладони… Башня венчает длинную каменную стену с многочисленными фортификационными сооружениями снаружи и внутри, но нас заинтересовал вид старого города сверху.

Несмотря на порывистый холодный ветер (и правда, +17 в Иерусалиме – это зима!), терпеливо рассматриваем городской план. Каменная низкоэтажная застройка, на что же это похоже? На муравейник? Нет! Вернее – термитник ,- защищённая от палящего зноя каменными сводами и крышами территория скрывает тысячи и миллионы нежных белых существ, снующих туда-сюда. Через полчаса и мы присоединяемся к толпе.

Сначала – согреться! Находим приличный ресторанчик прямо среди арабского рынка, наверное, самого знаменитого иерусалимского – «Золотой город-базар Даджани», рекомендованного, кстати, Министерством туризма Израиля. Чашечка кофе, сваренного в широкогорлой арабской турке –фенджане, греет сердце, разгоняет кровь. Знаете, что в Израиле кофе подают в стекле? Чуть ли не в стаканах? И часто крепкий кофейный вкус обрамлён пряным кардамоном. Раз уж начали про кофе, не обойти и еду. Фалафель и хумус – предел мечтаний вегетарианца. Первый – нутовые котлетки, второй – нутовый соус «а-ля майонез». К ним же хрустящий овощной салатик, ломтики жаренной картошки. Слюнки потекли? Нет? Тогда вам – питу (лепёшку) с зоатаром (майораном) и шакшуку (яичное месиво), и овощной салат с питимом (макарошками)! А после застолья вам предложат пересесть за соседний столик, и пока прежний стол будут убирать от посуды, вы сможете насладиться чашечкой кофе с арабским десертиком. Бесплатным бонусом)).

Приведя себя в состояние готовности, отправляемся к Иерусалимским святыням. Первая – Храм Гроба Господня, построенный в четвёртом веке царицей Еленой на месте распятия, погребения и воскресения Христа. Накал и масштаб чувств описывается людскими потоками, как рукава Нашей Галактики сходящимися к её ядру: со всех узеньких улочек Города-базара разноцветные реки, бурлящие на всех языках мира, стекаются к ступеням у огромных деревянных ворот. Тот же поток и внутри огромного храмового комплекса. Место для уединения – разве что в кабинке туалета. Чувства? Впечатления? Зашкаливают и поражают до глубины души. Но не окрыляют и высветляют, как в русских намоленых местах, а захватывают дух, как на краю пропасти, разверзшейся в скорби и чувстве безвозвратной потери. Это моё персональное впечатление, простите, если кого-то это обижает.

Вторая – Стена Плача. Опорная стена, сдерживающая земляную насыпь, расширяющую площадку Храмовой горы. Чисто технический элемент. Так уж сложилось, что об эту стену споткнулись самые разные конфессии, что разделяет она(или сдерживает от агрессии) мусульманский и иудейский миры. Конечно, прикоснулся, протиснул в щель записочку, даже руки из ритуальной двуручной кружки омыл и кипу одел. Но уловить флюиды древних отношений Человека и Бога не смог: то ли снова подвела предподготовка, то ли напряжённость людского потока не позволила расслабиться и внять им.

Город Иерусалим – само это место излучает особую энергетику, чистую Силу, особенно заметную после захода солнца. Без сомнений – Святая Земля. И особенно это ощущаешь в тишине и уединении. По крайней мере – ощущаю)

Израильское «еврейство». Поражающее явление еврейской культуры. Говорят: «голь на выдумку хитра». В израиле = это просто тотальная адаптивность. Возьмём Шабат. Священный день никто не работает и денег не трогает. «Не планируйте ничего на субботу –просто провалите дело!», - советуют «бывалые путешественники». Простите, но можно сказать: жизнь берёт своё)). Запрещено разводить огонь, т.е. и пользоваться электроприборами– есть холодильники и духовки с режимом «шабат», без включения света, и, наоборот, газовые плиты с режимом слабогорящего пламени, пища приготовлена заранее и содержится в термосах. Или, чтоб не нажимать кнопки, субботние лифты останавливаются на каждом этаже.

Жизнь подтверждает: Выход есть! И знаете, что удивляет больше всего? Поражает не изворотливость людей, а верность древним заветам, которые и в современной цифровой реальности живы. Народ, превративший пустыню в цветущий сад, преодолевший ограничения физической природы, переживший ужасы геноцида, способен преодолеть и ограничения душевные, интеллектуальные и духовные. Сила духа и великодушие, прагматичность до мозга костей и забота о ближнем.

Больше путешествий и образвоательных экспедиций на https://vk.com/derugin_turism