делалась долго - привычно и интересно. Почти все реставрационные процессы не любят внезапных перерывов, поэтому мои каникулы долгими не бывают (о них я ещё допишу).
Икона качественная, с хорошим золотом и тщательной проработкой мелких клейм; киот её - с гнутыми элементами, врезными металлическими детальками и тонким благородным шпоном - также требовал спасительных работ; ими занимался мой любимый коллега-ювелир.
А моя часть - многосоставная, ужасно приятная тактильно и визуально. Убирать тоооонкие плотные наслоения грязей с золота, лечить хрупкие красочные слои, восполнять утраты и прорывы.
Центральная часть покрупнее: все вызолоченные поверхности покрыты неравномерным слоем побуревшего лака; он собирается каплевидными сгустками и течёт, течёт десятилетиями. Темнея в процессе и захватывая фрагменты красочного слоя. Это - свойство шеллачных смесей которые широко используют современные иконописцы, создающие проблему последующим поколениям реставраторов.
А живопись сама - как я люблю: трогательно упрощённая, фигурки с большими головками и чуть нелепой пластикой. При всём том рука автора - твердая, линия уверенная и красивая, лепка объёмов убедительная.
Очень милая деталь; цветочки в райском саду.
...тут следуют недели однообразного, внешне непримечательного труда: пропитать спецрастворами рыхлые фрагменты, восполнить единство , защитить лакуны.
В итоге икона становится цельной, прочной, и теперь вылеченные места осталось затонировать ооооочень аккуратно.
Ещё несколько недель с лупами, тончайщими кистями и профматериалами - и икона обретает вид, сходный с первоначальным.
**Спасибо, что смотрите. Все записи о реставрации и иконописи неучебной собраны вот здесь.