Каждый третий школьник не умеет этого делать | ОПРЕДЕЛЯЕМ ПАДЕЖ ЛЮБОГО СЛОВА БЕЗ ПРОБЛЕМ

8,7K прочитали
"Научите определять падеж существительных и местоимений" – вот один из самых частых запросов учеников среднего (реже старшего) школьного звена и их родителей.

"Научите определять падеж существительных и местоимений" – вот один из самых частых запросов учеников среднего (реже старшего) школьного звена и их родителей. Особенно остро данная проблема стоит при подготовке учащихся к ВПР.

ВНИМАНИЕ: НЕ ТОРОПИТЕСЬ ПРОЛИСТЫВАТЬ СТРАНИЦУ. ПОЖАЛУЙСТА, ПРОЧИТАЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНО ДО КОНЦА. ЗДЕСЬ ЕСТЬ РЕАЛЬНО РАБОТАЮЩИЕ ЛАЙФХАКИ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ КАЖДОМУ ШКОЛЬНИКУ ПРАВИЛЬНО ОПРЕДЕЛЯТЬ ПАДЕЖ ЛЮБОГО СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО ИЛИ МЕСТОИМЕНИЯ.

Подписывайтесь на мой Телеграм-канал 👉https://t.me/savcenko_russ_na_vse_sto

Здесь ещё больше работающих лайфхаков по орфографии и пунктуации, интересных фактов о языке, советов и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.

Казалось бы, выучил названия падежей и вопросы, на которые они отвечают, – и дело в шляпе! Но не так всё просто.

Для начала вспомним сами падежи и вопросы:
Именительный – кто? что? (есть)
Родительный – кого? чего? (нет)
Дательный – кому? чему? (даю)
Винительный – кого? что? (вижу)
Творительный – кем? чем? (горжусь)
Предложный – о ком? о чём? (думаю)

В теории всё понятно. Вопросы знаю. Почему тогда не могу правильно определить падеж?

ВОТ 4 ИСТОЧНИКА ОШИБОК:

😒 1. Всегда ли ученик задаёт вопрос? (не факт!)
😒 2. Всегда ли ученик задаёт вопрос ПРАВИЛЬНО? (вопросы с неба не падают, они задаются от одних членов предложения к другим).
😒 3. Всегда ли ученик задаёт ПРАВИЛЬНЫЙ вопрос? (не путайте с позицией 2, это не одно и то же!)
😒 4. Как быть в тех случаях, когда разные падежи отвечают на одинаковые вопросы (например, родительный и винительный – кого?).

Все школьники знают, ЧТО нужно делать для определения падежа, но больше половины этого не делают по разным причинам: не помнят падежные вопросы, не видят слова, от которого вопрос задать, и т.д. Но эти проблемы быстро решаемы.

Главная трудность школьников – это правильный вопрос и разграничение падежей с одинаковыми вопросами.

ПРОБЛЕМА 1. ДАТЕЛЬНЫЙ ИЛИ ПРЕДЛОЖНЫЙ, РОДИТЕЛЬНЫЙ ИЛИ ВИНИТЕЛЬНЫЙ?

✔️ ДАТЕЛЬНЫЙ ИЛИ ПРЕДЛОЖНЫЙ

Вот простой пример предложения для 5-6 классов:

Они втроём гуляли по роще.
В каком падеже стоит существительное (ПО) РОЩЕ?

Что делает школьник? Задаёт вопрос: гуляли (где?) по роще. Но ГДЕ? – это не падежный вопрос. Задаём падежный вопрос: гуляли (по чём? или по чему?) по роще. Какой вопрос правильный: предложного падежа или дательного?

Как мыслит школьник в подобной проблемной ситуации? Определяет падеж по окончанию. Но и в дательном, и в предложном падежах слово РОЩА имеет окончание (даю рощЕ, думаю о рощЕ). Всё. Дальше только гадать, авось повезёт.

Тут нужно отдать должное ученику. Интуитивно он нащупал правильный путь (определение падежа по окончанию), но что с этим знанием дальше делать, не разобрался.

В такой ситуации есть два пути, как в сказке: длинный и короткий. Длинный путь – это изучение значений падежей, предлогов, которые в разных падежах используются, и т.д. Вряд ли кому-то этим хочется заниматься. А есть короткий путь, простой и понятный, без заморочек.

Вот он:👍ЛАЙФХАК, как определить падеж в проблемных случаях.

❤️ Нужно вместо слова РОЩА подставить любое другое слово, у которого в дательном и предложном падежах разные окончания.

Например, СТОЛ (у этого слова в дательном падеже окончание -У даю столУ, а в предложном падеже окончание -Е – думаю о столЕ).

👍Они втроём гуляли по столУ (РОЩУ заменили на СТОЛ, окончание -У, значит слово (ПО) РОЩЕ стоит в дательном падеже!) Просто!

Обратите внимание, что при такой замене смысл полученного словосочетания уже не важен. Главное – проверить окончание.

Кстати, для разграничения именно дательного и предложного падежей в тех случаях, когда при существительном стоит предлог ПО, есть и другой 👍ЛАЙФХАК.

❤️ Если к слову можно задать, кроме падежного, и вопрос обстоятельства места (где?), значит слово стоит в дательном падеже: гуляли (где?) по роще, иду (где?) по дороге, плыл (где?) по реке и т.д.

✔️ РОДИТЕЛЬНЫЙ ИЛИ ВИНИТЕЛЬНЫЙ

Предлагаю следующий пример предложения.

Он подобрал птенца.

Определяем падеж слова ПТЕНЦА: подобрал (кого?) птенца. Вопрос КОГО? говорит о двух падежах: родительном и винительном. И окончания одинаковые (родительный – нет птенцА, винительный – вижу птенцА). Можно поставить второй вопрос: подобрал (кого? что?) птенца или подобрал (кого? чего?) птенца.

Бывает, что проверки вторым вопросом достаточно, и падеж определён. Но если сомнения в падеже остались, используем опять метод подстановки другого существительного, у которого в родительном и винительном падежах разные окончания.

Например, ПТИЦА (у этого слова в родительном падеже окончание -Ынет птицЫ, а в винительном падеже окончание -Увижу птицУ).

👍Он подобрал птицу (ПТЕНЦА заменили на ПТИЦУ, окончание -У, значит слово ПТЕНЦА стоит в винительном падеже!) Просто!

ПРОБЛЕМА 2. ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ИЛИ РОДИТЕЛЬНЫЙ?

Определим падеж существительного СВЕЧИ:

Где-то горели две свечи.

Подумали? 90% школьников отвечают, что падеж именительный.

Аргументы школьника:
😯 1. Свечи (что?) – именительный падеж.
😯 2. Две свечи – это подлежащее, а подлежащее отвечает на вопрос кто? что?, т.е. стоит в именительном падеже.
😯 3. Свечей не одна, а две, т.е. существительное стоит во множественном числе. Единственное число – свеча (что?), множественное число – свечи (что?). Окончание -И, как и в предложении, значит падеж именительный.

Эти аргументы могли бы сработать, но только если бы наше предложение звучало так:

Где-то горели свечи.

Подлежащее свечи (что?) в именительном падеже, потому что подлежащее – это ОДИНОЧНОЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

А в нашем предложении подлежащее две свечи – это СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.

Как известно, в словосочетании есть главное слово и зависимое, как в предложении есть главные члены и зависимые, т.е. второстепенные. Зависимые (второстепенные) члены могут стоять в любом падеже, кроме именительного. Так и в словосочетании, зависимое слово может стоять в любом падеже, кроме именительного. Именительный падеж только для ГЛАВНЫХ слов, только для ГЛАВНЫХ членов предложения.

👍Две (чего?) свечѝ (вот потому я и говорила выше, что ученики ленятся задать вопрос). Слово свечѝ стоит в родительном падеже единственного числа.

Сверка по окончаниям тоже это подтверждает:

Именительный ед.ч.– свеча
Родительный ед.ч. – свечЍ
Винительный ед.ч. – свечу
И...
Именительный мн.ч.– свечИ
Родительный мн.ч. – свечей
Винительный мн.ч. – свечИ

Кстати, аргумент, что свечей две, а потому число множественное не работает, потому как не надо путать законы грамматики и реальную жизнь. Это в магазине купили две свечи – несколько предметов, а значит число множественное. С точки зрения грамматики, главное – это окончание (сами можете проверить по вопросу (ЧЕГО?) – это родительный падеж единственное число).

Вот аргумент для умников: "При числительных ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ существительное ставим в родительный падеж единственного числа (два окна, три ребра, четыре яблока), а при числительных ПЯТЬ и далее – в родительный падеж множественного числа (пять книг, семь газет, сорок стульев)" (можно прочитать в любом школьном учебнике).

Кстати, для несклоняемых существительных тоже можно пользоваться такой проверкой (методом замены).

👍Не выходи на шоссе, будь осторожен. – Не выходи на дорогУ, будь осторожен.

У слова ШОССЕ нет окончания, а потому, не задав вопрос, падеж не определим. Заменив на слово ДОРОГА, сразу видим падеж – винительный (вижу дорогУ).

Вот примеры для местоимений:

👍Уговорю его встретиться. – Уговорю сестрУ встретиться.

Вижу сестрУ – винительный падеж, значит ЕГО – в винительном падеже.

Вот такие нехитрые приёмы помогут любому школьнику правильно определить падеж любого существительного или местоимения.

Подписывайтесь на мой Телеграм-канал 👉https://t.me/savcenko_russ_na_vse_sto

Здесь ещё больше работающих лайфхаков по орфографии и пунктуации, интересных фактов о языке, советов и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.

А кому не терпится узнать и другие работающие лайфхаки (для определения частей речи, членов предложения и т.д.), может уже сейчас записаться на бесплатную независимую диагностику знаний, чтобы узнать, сколько баллов вам не хватает до пятёрки на ВПР.

Хотите сами записаться на бесплатную диагностику или записать своего ребёнка?

ТОГДА ВАМ СЮДА: ✔️@savcenko_russEGE (стучись в ТЕЛЕГРАМ, не откладывая на потом, чтобы гарантировать ОТЛИЧНЫЙ результат на ВПР).

Спасибо, что дочитали до конца. Надеюсь материал был полезен и ребятам, и взрослым.

Подписывайтесь на канал, чтобы узнать как можно больше реально работающих лайфхаков для написания любой контрольной работы на отлично! Спасибо за лайки! Всё это поддержит канал, который только начинает свой путь!