1. Ростислав Владимирович Ищенко заявил, что Фридрих II Прусский «не хотел быть генералом, он хотел играть на скрипке. Это потом он переформатировался в полководца там и так далее... Но на скрипке играл до конца своих дней...»
Вильгельм Кампгаузен. Фридрих Великий. 1870 (холст, масло, 87х75 (см)).
3:21 и далее...
2. Дело, однако, в том, что Фридрих II Прусский не играл на скрипке, хотя, возможно, брал её в руки. Он играл на флейте и сочинял музыку для флейты, много музыки написал… В частности, по данным «Википедии», его перу принадлежат «121 соната для флейты и цифрованного баса, 3 симфонии, 4 концерта для флейты и струнного оркестра, концерт для двух флейт и клавесина, марши, арии».
Адольф фон Менцель. Концерт для флейты Фридриха Великого в Сан-Суси. 1852 (холст, масло, 142х205 (см)).
3. Полузнание историкам присуще так же, как и журналистам. Только журналистам от недостатка знаний, а историкам — от их избытка: половина знаемого историком запорошено пылью веков и архивной пылью, прочитать ничего нельзя, только догадаться... Историк уж и сам не знает, что ему ведомо, что он знает. Забвению способствуют вкусы самого историка, скажем, как у Р. В. Ищенко, приверженность преимущественно военной и политической истории, а не истории хозяйства, ремёсел, техники, архитектуры, живописи, музыки, литературы, права, естествознания, философии...
В общем, историк — это пятидесятипроцентный друг Альцгеймера… Надёжный друг! И дружба с годами только крепнет.
2023.08.24.