Лето близится к концу – я в предвкушении, скоро начнётся сезон в любимых театрах. 103-ой сезон Театр им. Евг. Вахтангова откроет спектаклем «Амадей» своего недавно назначенного главного режиссёра Анатолия Шульева.
Премьера состоялась в марте нынешнего года и вызвала море приятных отзывов, как со стороны зрителей, так и прессы. Сюжет, который привлекает внимание художников и публики неизменно, воплощён вахтанговцами в наилучшем виде – красочно, глубоко, с особым смыслом.
История Моцарта и Сальери, которая то ли была, то ли её не было, всегда для сцены вариант беспроигрышный – есть о чём подумать: кто он, гений и как смириться с его величием.
Обычно пьесу Питера Шеффера видят в контексте «гений и злодейство», а в Театре Вахтангова сценическая версия Сергея Плотова повернулась иным боком, отодвигая ужас отравления на второй план – всё же, несмотря на версию о некоей утерянной письменной исповеди Сальери в совершении греха убийства, подтверждения она не имеет.
Спектакль Анатолия Шульева не о зависти, а о неразделённой любви. Наивный Сальери решил заключить сделку с Всевышним, обещая праведную жизнь и целомудрие в обмен на успех и славу. И в них у него недостатка не было - более 40 опер, многочисленные инструментальные и вокально-инструментальные сочинения, итальянец был одним из самых известных и признанных композиторов своей эпохи, а также не менее знаменитым педагогом – среди его учеников Бетховен, Шуберт, Лист. В течение 36 лет Сальери занимал в Вене пост придворного капельмейстера.
Однако над талантом всё же царит гений, дух божественного потока, абсолют, которому нет равных. И здесь остаётся только снять шляпу. Претензии Сальери не к гениальному Вольфгангу, его он ценит и любит больше, чем кто либо иной, композитор не понимает божественных «раскладок». Для Сальери нестерпимо осознавать, что Бог выбрал своей флейтой другого человека, имя которому – Amadeus (Божия любовь). Он объявляет сделку с Богом недействительной и начинает ему мстить, уничтожая Моцарта.
Своим актёрам Шульев предложил приносить на репетиции всё, что им покажется интересным в контексте этого конфликта. В дело пошёл и Гёте, и переписка Моцарта, и прочее, из чего сложилась мозаика спектакля.
«Мы хотели сделать эту историю более насыщенной, - рассказывает режиссёр. - Это не обычная пьеса, а некие фантазии. Я для себя определил, что это путешествие души в пространстве памяти, и поэтому мы могли себе позволить одно с другим смешивать, сталкивать героев».
Главный герой здесь и кукла, и человек. Создатели действа понимают, что при выходе Моцарта зрителя никак не заставить ахнуть, поэтому его медленно готовят, чтобы при появлении исполнителя, тот думал не о композиторе, а просто о человеке, который волнуется, у которого свело руки, пытающиеся понять, что им делать. И так потихоньку зритель попадает в этот мир, только в итоге поняв: да, это же был Моцарт!
Лёгкий и воздушный на вид, гений – это страдание. Вулкан, который распирает, внутри которого бурлит, клокочет музыка, неутомимо льётся через руки – куда со всем этим бедному телу? Ни спать, ни бодрствовать как все - чему здесь завидовать? Да и сможет ли выдержать подобное завистник? Бог даёт тяжкий камень лишь тому, кто сможет его поднять.
В старости Сальери осознаёт бессмысленность своих действий и терзаний, и, по словам исполнителя этой роли Алексея Гуськова, спектакль получается про то, что жить надо сейчас, а время потом всё расставит. «Жизнь, - считает актёр, - каждый день, каждую секунду дарит нам подарки и их не надо упускать». И ведь подарков у придворного капельмейстера было предостаточно. Хочешь исправить жизнь? Займись собой – вещь банальная, но очень действенная.
«А я благодарен режиссёру за то, - говорит сценический Моцарт Виктор Добронравов, - что красной нитью проходят через весь спектакль письма отца - тема, которую нельзя было пропустить. Конечно, он сжимал Вольфганга в сгусток энергии, но, кто знает, может и не написал бы сын то, что написал, если б не было этой муштры».
Много линий, много поворотов, масса интересных, талантливо слепленных героев в спектакле, но рассказывать обо всём этом в подробностях – занятие неблагодарное. Впереди новый сезон, театр наводит красоту и ждёт своих зрителей с нетерпением.