5,8K подписчиков

Я добрый, красивый, хороший и мудрый почти как змея... Роману Ланкину 50!

Оно, может, и не правильно – назвать юбилейный текст строчкой из ехидной, пародийной песни, но я особенно философствовать и умничать в этом тексте не намерен. Тема паче, ситуация сама по себе забавная – текст выходит чуть больше, чем на неделю позже праздничного застолья, тут уж хотя бы без САМОиронии просто никак. К тому же о Ланкине я говорю тут часто, а пара крупных текстов с серьезным анализом его творчества в багаже канала Бард-Дзен уже водится. А еще есть одна весьма показательная беседа в ТВ-формате, записанная прошлой весной у нас, когда Рома приезжал как член жюри и гость на финал конкурса им. Окуджавы. Я, пожалуй, отдам вам все ссылки на эти статьи и программы не скопом в самом начале, как обычно, а постепенно с небольшими комментариями к каждой публикации. Особенно интересно беседу посмотреть – и песни отличные использованы, и ответы на вопросы Сабины Чудиновой о Романе могут вам сказать побольше, чем я тут наговорю от своего лица. Конечно, я совсем уж без каких-то отзывов и мнений о Ланкине обойтись не смогу, но все же постараюсь сегодняшнюю вашу встречу с ним сделать максимально легкой и приятной. Ибо 50! Возраст не мальчика, но мужа. С чем и спешу запоздало поздравить!

Юбиляр Роман Ланкин.
Юбиляр Роман Ланкин.

А вот к ехидной строчке в названии вернусь. Рома, разумеется, в этой песне создает образ этакого запредельно самовлюбленного пижона, но, согласитесь, на самого-то на него эту строчку может навесить любой мало-мальски знакомый с ним журналист. Да хоть блогер вроде меня. Все мы стараемся быть объективными, а объективно тут и спорить-то не о чем. Добрый? Конечно! Красивый? Ну, я не спец в мужской красоте, но в 50 выглядеть этаким огурцом – это уже красиво. А женщины могут еще и проконсультировать в нюансах, которые мы, мужики и видеть-то не умеем в себе подобных. Так что констатируем, красивый – это не натяжка, а объективная реальность. Хороший? Слово настолько широко понимается, что тут и спорить не о чем, хороший исполнитель, хороший аранжировщик, хороший музыкант – это, согласитесь, еще и очень слабо сказано. О мудрости чуть дальше скажу пару слов, но поверьте, это есть, и спорить с этим бессмысленно. Так что, дорогой Рома, эта песня в твоем исполнении сегодня посвящается исключительно тебе. Тем паче, я знаком с твоей женщиной, точнее женой, и в том, что она вполне себе уверенно летает, и с твоей помощью, и сама по себе, будет сомневаться только либо глупый, либо злой человек. А мы ж не из таких! Так что с юбилеем и послушай сам себя на сей раз о самом себе. И улыбнись, улыбка у тебя классная.

А теперь пора сливать вам архивы канала по теме Роман Ланкин. Начну, как не забавно с середины. Этот текст начался как анекдот – заглядываю пару лет назад в Барс.Ру и вижу, что Ланкину 16 августа того года должно стукнуть 40. Подпрыгиваю к клавиатуре и сходу пишу вдумчивый большой текст о Роме, как о великом барде, поздравляю с сороколетием, а через час звонит его жена Надежда и говорит – классно все, но только Роме не 40, а, простите, 48. Бардс.Ру не перепроверил инфу, оказывается. Ну, связался с редактором Бард-Радио Александром Тихоновым, который еще и админ Бардс.Ру по совместительству, так, мол, и так, а еще через час получаю грозный окрик от Сергея Матвеенко, дескать, ты что, такой-сякой, не мог мне сначала написать прежде, чем выкладывать инфу про ошибку на Бардс.Ру. А откуда бы я знал, если бы не выложил? Ну, согласитесь, он и в 50 вполне на 40 выглядит, а Бардс.Ру я привык верить. Короче, к вечеру все всё, что нужно сделать, сделали, в мне пришлось редактировать текст и подвешивать к нему дополнительное вступление – дескать, не юбилей, а так, просто ДР, но все равно будем праздновать.

Эта веселая история стряслась два года назад. И получился весьма неплохой текст. По сути, первый из текстов о природе исполнительства и важности этого дела в бардовской культуре. Породил этот текст достаточно бурные споры, вплоть до отписки каких-то важных подписчиков, не признающих исполнителей бардами. Так что, я рекомендую не только сам текст и песни, в него вложенные, рекомендую и комменты посмотреть – сейчас так уже не спорят! Ну, просто Дзен перестал давать нормальное количество показов публикациям. Текст называется (в поправленном уже варианте) Человек, открывший новую эпоху в бардовской песне. Роману Ланкину 48.

Ну а я, как и повелось на Бард-Дзен, в сегодняшней статье стараюсь избежать песен, уже прозвучавших в предыдущих публикациях. Поэтому, поставлю тут песню, которую я и вовсе до сегодняшнего дня в исполнении Романа не слышал. Я даже и не знал, что он ее поет. А песня, между тем, прекрасная, и в авторском исполнении, то есть в исполнении группы МЫШЕЛОВКА, звучала тут в Зимних песнях, и очень даже читателям канала зашла тогда. Это Старый Новый год на стихи Юнны Мориц.

Сейчас начну отдавать вам программу Беседы об авторской песне с Сабиной Чудиновой, которую мы с ней вместе придумали уже полтора года назад. И, значит, самое время пару слов сказать о той части названия, которая «и мудрый почти как змея». Мы записали в прошлом году порядка десяти-пятнадцати программ. Где-то мне пришлось выступать ведущим, но в большинстве случаев все же Сабине. И вот из всех этих записей меня беседа с Романом убедила максимально. Во-первых, из нее не вырезано ни слова! Те, кто делает программы, меня поймут – так не бывает обычно, если не прямой эфир, а тут вот случилось. Роман отвечал не спеша, вдумчиво, но очень лаконично и точно. И каждый его ответ можно было бы при желании развернуть в большущий текст, настолько он еще и глубок. Меня-то поразил его ответ на вопрос о творческой миссии. Он посмеялся над самим словом, но вот его рассуждения о том, почему люди поют и по каким причинам выбирают одно и игнорят другое – это целая философия, уложенная в пару коротких фраз. Так что Ланкин и правда – «и мудрый, почти как змея», хотя в обычных посиделочных разговорах, Рома невероятно легок и скор на ответы. С хорошим юмором и острым словом. Но вот о важном он умеет говорить мудро, и думать умеет мудро же.

Повторюсь, просто, чтобы можно было под название ссылку поставить. Программа называется «Беседы об авторской песне». Она была опубликована на втором нашем Дзен-канале Человеческая речь, а тут только в виде репоста, так что, вполне возможно, даже давние читатели канала могли эту публикацию пропустить. Рекомендую этот пробел немедленно восполнить.

А что касается непременной песни после увесистого абзаца текста? Пожалуй, поставлю классику, которая здесь тоже звучала только в виде репоста с канала Смо-Родина. Это Визбор, и это очень круто.

Ну и третий материал, который я хотел бы вам предложить сегодня. Этот текст мне особенно дорог, по сути с него началась уже больше трех лет назад моя любимая рубрика, к которой я, увы, в последнее время возвращаюсь все реже – Критика с любовью. Текст называется Колокольчик под дугой, одинокий гитарист… Критика с любовью

Забавно, что в том старом тексте я пообещал своим читателям, что о Роме Ланкине я напишу еще не один раз. Я, каюсь, не все свои тутошние обещания выполняю, но вот это выполняется и перевыполняется. К тому же, за последнее время мы несколько раз встречались с Романом, и записали пару его хороших концертов. И вот в этом месте стоит показать что-то именно из наших записей. К тому же песня, о которой я подумал, может вас основательно удивить. Ну, тех, кто неплохо знаком с творчеством Романа, и видел его фестивальные выступления, во всяком случае.

Дело в том, что Ланкин, при всем невероятном разнообразии своего репертуара, всегда старался не перегружать зрителя слишком уж сложными и серьезными произведениями. Многие даже и не знают, что у него в загашнике есть подобные песни, а они есть. И они показывают Романа с несколько непривычной стороны. Я, конечно, в шутку тут разогнал тему «и мудрый почти как змея», но ведь в каждой шутке, помимо собственно шутки, есть куча правды. И если даже о его весьма вдумчивой беседе с Сабиной я говорил не на 100% серьезно, то перед этой песней уже шутить не стоит. Песня его сибирского друга Игоря Набоких на стихи Юрия Левитанского – это не просто песня, это вполне серьезный моноспектакль по мотивам Достоевского. И обратите внимание на отдачу. Поверьте пот и усилия тут настоящие, мы не брызгали из-за кулис на Рому из брызгалки, дабы добавить сценических эффектов. Это какая-то неимоверно сложная, серьезная и очень трудоемкая работа. Впрочем, Рома и в простых песнях ухитряется выкладываться по полной, но здесь особенно.

Я, на удивление, знаком с Ланкиным где-то не то с конца 90-х, не то с начала нулевых. Не знаю, с чем уж это связано, но в те поры Рома любил бывать у нас в пермском лагере на Грушинке, да и в Перми концерты у него бывали и до прошлого года не раз. Но, честно скажу, песен, подобных только что прозвучавшей, я за все это время не припомню. Ну да и воспринимался он всегда этаким молодым бардом. Я, конечно, большой поклонник и того, чем он более всего знаменит, то есть шикарными обработками классики, тематическими его программами и разнообразными творческими союзами, как бы случайно возникающими на фестивальных полянах, но сегодняшний Ланкин мне, ей Богу, как-то ближе. Он ведь у нас не только эту сногсшибательную вещь играл в последние два приезда. Там под десяток подобных произведений без малейших скидок на неподготовленность зрителя или на юность большей части зала. В видеопрограмме Рома сказал Сабине, что песня – это своеобразный способ поделиться с людьми собственным жизненным или просто эмоциональным опытом, и когда возникает резонанс между опытами зрителя и артиста, вот тогда-то и свершается чудо авторской песни. Я вот тоже постоянно именно про это и толкую, и очень рад, что у Романа нашлись очень лаконичные и точные слова, чтобы это чудо доходчиво объяснить.

Конечно, концертирующий артист обязан держать правильный баланс философских и веселых песен, обязан уметь играть с залом и даже время от времени просто развлечь публику. Но ведь и в жизни так. И дай Бог, и дальше у Ромы именно так будут строится программы – час подряд таких супер-песен, как Плач о господине Голядкине никакой зал не вынесет, даже самый подготовленный. Но вот то, что подобных песен, подобных по серьезности и сложности, у Ромы становится с годами все больше – это правильно. Человек обязан взрослеть. И на сцене тоже. А иначе какой может быть обмен эмоциональным и жизненным опытом, какой резонанс!

Ну, то есть, вы уже поняли, что на формат текста-концерта в случае с полтинником Романа Ланкина я так и не вышел, и уже и не выйду. И, думаю, это правильно. Искусство Романа это серьезное искусство, даже в тех случаях, если оно призвано развлечь аудиторию, или дать ей возможность передохнуть между сложными творческими высказываниями. И, если я не хочу тут выглядеть святее папы римского, мне тоже следует в качестве иллюстраций к тексту ставить что-то полегче для восприятия. Вот и давайте сейчас послушаем не самую серьезную песенку Юрия Визбора, и посмотрим не самый серьезный видеовариант этой песни. Просто, чтобы к финалу сил поднакопить, чтобы отдохнуть немного. Не забывайте, что вам еще поздравления придумывать. Это заранее не правильно, а неделей позже, так и сам Бог велел.

А песен для этого текста я насобирал с большим запасом. Ну, да не последний текст по теме Роман Ланкин, я надеюсь, так что можно и заканчивать. Причем тоже не особенно вас грузя, а скорее наоборот, создавая вам легкое и праздничное настроение. Оно и верно – юбилей же! Песня, которую я приготовил на финал, звучала на канале Бард-Дзен не так давно в тексте о Юрии Кукине. Я там еще пошутил, дескать, если бы Юрий Алексеевич умел бы так здорово играть, он бы играл эту свою песню именно так. Его джазовой душе это бы пришлось по душе, уж простите этот дурацкий каламбур. К тому же, хорошо ведь, когда в финале можно не просто слушать, а еще и самозабвенно подпевать. Рома это все предусмотрел – подпевайте на здоровье, но не забывайте пару поздравительных слов придумать для Романа в комменты. Он тут бывает, а жена его так и вовсе почти все читает, ей по работе еще это полезно, так что, хоть и через неделю после юбилея, а поздравления ваши до адресата непременно дойдут. С юбилеем, Рома! Пой и радуй нас еще три раза по столько. Даже если и четыре или пять раз по столько, ты нам все равно не надоешь, будь уверен. И потому, будь счастлив.