Школьная форма
Когда я трепетно выжидала свой самый первый учебный год, я, просматривая старые мамины фотоальбомы, представляла, как мне будут вплетать белые ленты в волосы, надевать фартук и посвящать в пионеры. Каково же было мое разочарование, когда я узнала, что у меня не будет ни фартука, ни посвящения. Помнится, я даже расплакалась на этой почве, чем вызвала снисходительную улыбку у взрослых.
Вместо лент на моей голове были огромные пышные белые банты, а вместо фартука – клетчатое платье, надетое поверх белой атласной блузки. На ногах лакированные туфли на каблуках: всё в рамках модных тенденций.
К моему удивлению, среди моих одноклассниц находились девочки, одетые в пышные платья, а-ля принцесса с детского утренника.
Все дело в том, что как таковой формы в моей школе не было, потому и были мы разодеты в то, что родители посчитали уместным для линейки. А взгляды на этот вопрос у всех были разные, как и фантазия у каждых родителей была своя. Последняя послужила поводом для того, чтобы наша классная руководительница все же ввела некоторые ограничения на одежду для особых случаев.
Под особые случаи попадали линейки, школьные праздники, за исключением школьной ёлки на Новый год, фотосъемки.
И вот стояли мы все такие распрекрасные на своей первой в жизни линейке, в руках букеты, а по бокам отовсюду вспышки стареньких плёночныж аппаратов. Ну прямо звёзды на ковровой дорожке!
Но главной звездой была, конечно же, наша молоденькая классная руководительница, на которую заглядывался каждый второй папа.
И неудивительно, сейчас, глядя на фото с того самого дня, я вижу эффектную, высокую блондинку в полупрозрачной блузке, отчётливо выражающей пышный бюст, роковую даму с чувственными губами, выкрашенными в яркий алый цвет.
Но вернёмся к форме, которой по факту не было, пока мы не перешли в третий класс. Да, два года мы все преимущественно ходили в джинсах и кроссовках. Точно также были одеты все, вплоть до старшеклассников. Маленькую меня сильно разочаровал данный факт, ведь где-то в шкафу пылились атласные блузки и юбки в складку.
Тогда я ещё не понимала, к какому безумию приведёт ввод строгой формы, это случится многим и многим позже.
Как я уже сказала, форма у нас в школе появилась только, когда я училась в третьем классе, но без каких-то регламентированных требований. Главным правилом было исключение из школьного гардероба учащегося джинс, ну а самым приветственным вариантом были – белый «верх» и черный «низ».
Момент, когда я возненавидела школьную форму постепенно приближался и настиг меня, когда я перешла в пятый класс, и кто-то из родительского комитета решил, что бордовые пиджаки на девочках – это сногсшибательно, а ещё более сногсшибательным будет сделать их сразу для всех и под заказ.
Я до сих пор предаюсь мурашкам от отвращения, когда вижу хотя бы отдаленно похожие по цвету и фасону пиджаки.
Сидели они ужасно, так как шились не под особенности телосложения каждого отдельного ученика, а по таблице стандартных размеров. У нас не было возможности даже примерить сие изделие, прежде чем его приобретать, даже мои родители на тот момент признали, что это ужасно уродливая вещь.
На всех фото, сделанных в школе, в период моего ученичества в пятом классе, не найдется ни одного, где бы я улыбалась, так как я чувствовала себя уродиной, в несуразном и неудобном мешке бордового цвета.
Благо мы проносили их всего год, так как в шестой класс я перешла уже с новой классной руководительницей, которая отменила ненавистные пиджаки, чем сразу завоевала к себе любовь и уважение. Мы снова вернулись к вольному чёрно-белому варианту.
Субкультуры и их влияние
В те годы видели расцвет различные субкультуры, особенное влияние на стиль и одежду оказала эмо-культура.
Девочки все чаще появлялись в зауженных чёрных джинсах «скинни». Вместо портфелей и рюкзаков мы носили сумки на один бок, которые увешивали значками, ленточками.
Ограничения на «верх» становились все мягче, оставалось только ограничение на классические джинсы в синих тонах.
Очень модно было носить так называемые «арафатки», шарфы с узором «шашка».
Мы, девочки, стали экспериментировать с косметикой, подводя глаза в угоду укоренившегося тренда. Кто-то уже начал красить волосы, стричь чёлку, экспериментировать с начёсом. Каблуки сменились кедами – неотъемлемой частью гардероба любого подростка из две тысячи седьмого.
Непринятие учителей
Чем увереннее мы становились в своих экспериментах, тем строже к нам были учителя.
Некоторые из педагогов настолько ударялись в крайности, что умывали девочек с подведёнными глазами насильно, собственноручно, в школьном туалете. Обладателям косой челки разрешалось войти в класс только заколов её, или спрятав обручем для волос, например. Названивали родителям домой прямо на уроках и требовали с тех вывести краску с волос. Лично мне как-то выдвинули претензию за наличие страз на брюках, и чёрный цвет лака на ногтях.
Мальчикам доставалось не меньше. Учитель мог долго и усердно отчитывать парня за слишком длинные волосы, ну а если не дай бог волосы окрашены, то не стеснялись выдавать шутки про нетрадиционную сексуальную ориентацию.
В общем любая свобода выражения через внешний вид строго возбранялась.
Всё это казалось таким противоестественным, ведь все мы помнили, как гоняли в синих джинсах на школьных переменах во втором классе.
И вот сейчас я ловлю себя на мысли, что завидую современным школьникам. Сама я никогда бы, как учитель, не смогла бы позволить себе ничего из вышесказанного в отношении ученика. В одном из классов, в котором я проводила уроки было, по меньшей мере, три человека с цветными волосами. Ну а про лак на ногтях и косметику я вообще молчу.
На сегодняшний день тенденция:«важно не то, как ты выглядишь, а как ты мыслишь», действительно пускает корни в образовательный процесс. И лично меня радуют подобные перспективы, сопутствующие ровному эмоциональному фону подростка в безопасном пространстве.
Но вернёмся обратное в нулевые, где без сменки не пускали в класс, а в джинсах отправляли домой, да ещё и ставили двойку в журнал за прогул.
Ароматы ванили
Когда я уже училась в старших классах, девочки стали тяготеть к новому тренду, который активно высмеивался в пабликах «вк».
Я сейчас говорю о клетчатых рубашках, волосах, убранных в небрежный пучок, ярких румянах цвета кирпичной стены, очках в толстой оправе и надписях на футболках «I ❤️ NY».
Законодательниц данного стиля называли «Ванильками», ссылаясь якобы на философию, продиктованную мечтательностью и инфантильностью.
Сумки через плечо активно заменялись обычными городскими дамскими сумками, потому девчонки часто делили учебники пополам, или пудрили голову однокласснику, который бы нёс весь багаж за неё.
Если говорить обо мне, то я начиная с 14-ти лет всегда была где-то вне трендов. Но больше я всё же тяготела к чему-то яркому, неформальному. Было безумно тяжело найти компромисс, ведь никогда нельзя было быть уверенной в том, что тебя не умоют в школьном туалете, или не отрежут цветную прядь волос.
Вот так выглядит мой самый «дерзкий» образ, который я позволила себе в школе единожды, выказывая какой-то глупый протест. Забавно, но, видимо благодаря тому, что я была прилежной ученицей с хорошей репутацией, никто из преподавательского состава ничего не сказал про длину юбки, но внимания со стороны моих одноклассников оказалось более, чем достаточно, чтобы я могла сделать вывод о том, что длина у юбки все же экстремальная. Потому заменила в юбку на любимые скини, дабы не выглядеть столько провокационно.
Внешний вид – это не вызов, а сигнал
В конце данной статьи, хочу сказать пару слов о том, что свобода самовыражения – это прекрасно. Как учитель, я не перестану это повторять и не перестану повторять о том, какое важное значение оно имеет в жизни любого подростка и школьника.
Любите своих детей, любите своих учеников. Педагоги, которые имеют неосторожность оскорблять внешность учащихся, на мой взгляд, должны вспомнить о деликатности, возрастной физиологии и психологии.
Зачастую внешний вид ребёнка может сигнализировать о каких-то внутренних проблемах и переживаниях, которые необходимо помочь преодолеть.
Желаю всем, родителям и учителям, пронести эту мысль в новый учебный год. Наставляйте своих детей, а не дрессируйте их.