Найти тему

Удивительные превращения соломенной шляпки, или дама Рубенса 200 лет спустя

Оглавление

На картине вовсе не красавица-жена художника Елена, а её сестра. Почему же живописцы XIX века были от неё без ума? И при чем здесь знаменитый автопортрет мадам Виже-Лебрен?

Питер Пауль Рубенс. Портрет Сусанны Лунден (?), ок. 1622-1625. Национальная галерея, Лондон. Фото ©  Искусствоведческие Полины sorrows, 2023.
Питер Пауль Рубенс. Портрет Сусанны Лунден (?), ок. 1622-1625. Национальная галерея, Лондон. Фото © Искусствоведческие Полины sorrows, 2023.

Начнем с конца.

Рубенс и Элизабет Виже-Лебрен - не самая очевидная пара

Однако, дело в том, что Рубенсом имели обыкновение восхищаться не только реабилитировавшие искусство барокко знатоки XX века, но и художники, скажем, 18 века.

В 1781 году Элизабет Виже-Лебрен с мужем отправилась в путешествие по Фландрии и Нидерландам, где имела возможность увидеть великие полотна старых мастеров, в том числе антверпенский портрет Сусанны Лунден, старшей сестры второй жены Рубенса Хелены Фоурмент (на момент создания картины Сусанна была скорее дочерью друга и заказчика Рубенса Даниэля Фоурмента, а Хелене было лет 10 - замужество произошло в 16).

Современники Виже-Лебрен восхищались этой светотенью и деликатным контрастом сияющей на солнце груди и лица в тени шляпы - Элизабет не была исключением. Годом позже она написала свою версию (авто)портрета в соломенной шляпе, и выставочный успех этого произведения значил для карьеры молодой художницы очень многое.

Однако любой зритель скажет, что на портрете Сусанны шляпа какая угодно, но не соломенная. Все так. Дело, как обычно, в названии.

В определенный момент 18 столетия полотно Рубенса уже было известно под французским названием ‘Le Chapeau de Paille’ ('Соломенная шляпа') и именно с такой подписью позднее упоминалась в литературных описаниях и гравюрах. Скорее всего, стоит винить путаницу в словах paille (солома) и poil (фетр) в каком-нибудь каталоге продаж или инвентарном списке. Шляпа Сусанны и правда почти наверняка сделана из бобрового фетра, что было очень модно среди состоятельных фламандцев первой половины XVII века. К слову, в какой-то частной коллекции существует другой портрет Сусанны Лунден - в самой настоящей соломенной шляпе. Так что кто в какой момент ошибся, понять сложно, но это точно не Элизабет Виже-Лебрен и не Национальная галерея в Лондоне.

Доподлинно установлена ещё одна вариация на тему рубенсовской шляпы (из чего бы та не была сделана) - портрет леди Пиль Томаса Лоуренса. Признаюсь, я не сразу рассмотрела здесь какую-то связь, кроме композиционной - главный элемент шарма Сусанны, тень от шляпы на лице в сочетании с освещенной шеей и грудью, тут не сохранен.

Тем не менее, Лоуренс точно использовал полотно Рубенса для вдохновения, так как за четыре года до заказа портрета своей жены Джулии британский политик и будущий дважды премьер-министр Роберт Пиль приобрел в свою коллекцию эту самую картину с "соломенной шляпой". И, вероятно, решил запечатлеть в этот образе свою супругу.

Как бы то ни было, портрет леди Пиль ждал большой успех у критиков, увидевших в нем один из лучших образцов современного (им) искусства. Вот такие были понятия о прекрасном и выдающемся у критиков эпохи Регентства.

И, наконец, шотландское "Лето"

Эндрю Геддес. Лето, 1826. Национальные галереи Шотландии, Эдинбург.
Эндрю Геддес. Лето, 1826. Национальные галереи Шотландии, Эдинбург.

Это снова вариация на тему "Соломенной шляпки" Рубенса. Экспликация повествует: в 1823 рубенсовская ‘Le Chapeau de Paille’ выставлялась в Лондоне, где Геддес сделал пастельный набросок. Удивительная светотень на лице девушки заворожила шотландского художника, и он исполнил свою версию. Предполагается, что картина изображает Шарлотту Нэсмит (о которой поговорим позже).

Здесь Геддес, в отличие от вольного подхода Виже-Лебрен, довольно точно воспроизводит композицию, позу и свет полотна Рубенса. Разве что шляпа, совпадая по очертаниям и отделке, все же соломенная. В 1826 работа выставлялась в Лондоне, в 1828 - наряду с оригиналом в Эдинбурге, где была немедленно приобретена в коллекцию Royal Institution.

К слову, композиционная связь "Соломенной шляпки" Рубенса и "Лета" Геддеса прекрасно просматривается в пастели.

***

Если вам понравился этот материал, поддержите канал лайком, подпиской или комментарием - это поможет его развитию!

Полное или частичное копирование материалов канала без согласования с автором запрещено.