Найти тему

Интересные факты о строительстве флота в Воронеже, верфях и Петре первом

Когда говорят о том, что Воронеж является Родиной военного флота России, то практически всегда забывают о том, что не только наш город является к этому причастным. Не только у нас в Воронеже строили эту огромную массу военных кораблей, которые затем наводили ужас на неприятеля. На самом деле, было еще целых девять корабельных верфей, которые к этому были причастны - Тавровская, Чижовская, Павловская, Хоперская, Паншинская, Ступинская, Рамонская, Чертовицкая и Коротоякская. В названиях легко угадываются современные населенные пункты. Эти самые верфи, к сожалению, по сей день так и не были досконально изучены археологами и зачастую не считаются объектами культурного наследия. Но, что самое интересное, и скорее печальное - территории бывших верфей последнее время стали активно застраиваться. По этому поводу возмущаются многие историки и археологи, но воз, как говорится, и ныне там. А нелогичности всей ситуации добавляет еще и тот факт, что одна из официальных организаций, представляющих услуги экскурсионного характера и рассказывающая о Петре первом и периоде строительства флота, как раз застройщика у себя на официальном сайте и рекламирует. Но да ладно, это их дело, перейдем к верфям и интересным фактам о них и о строительстве флота, которые редко где озвучивают.

Наверняка вы еще со школьных лет слышали такое определение как "Берингов пролив". Назван он так в честь Витуса Беринга, который в свое время руководил первой и второй Камчатскими экспедициями. Достиг Северной Америки и одним из первых прошел по проливу между Чукоткой и Аляской. Этот самый пролив и был назван позже Беринговым. Но, мало кто знает, что Витус Беринг, который позже, после крещения, стал называться Иван Иванович, был одним из тех, кто нес службу у нас в Воронеже. Приехал в Воронеж он в 1711 году. Здесь он был назначен капитаном небольшого судна под названием "Таймолар", которое впоследствии направится из Воронежа в Азов. Причем, что интересно, ему была поставлена довольно сложная задача - провести судно по Дону, который пошел "малыми разливами". С этой задачей, как капитан, он с честью справился.

-2

Если возвращаться к верфям, которые озвучены в самом начале, то стоит упомянуть, что строительство флота и их работа не закончилась только лишь победным походом Петра в сторону Азова. Многие верфи продолжали работать и потом, в том числе даже и после смерти императора. Например Тавровская верфь функционировала до 1769 года, в то время как Петра не стало еще в 1725-м. На Тавровской верфи были построены корабли, которые впоследствии приняли участие в Русско-Турецкой войне 1735-1739 годов, когда Азов вновь был возвращен России. Кстати, причастна к строительству кораблей для этого военного похода была и Новохоперская верфь, где строили, в основном, большие транспортные корабли.

-3

Петр первый не ограничивался лишь прибыванием в Воронеже, но и довольно активно путешествовал по области. Например, именно благодаря ему были проведены самые первые раскопки в селе Костенки. Это сегодня мы с вами знаем, что там находят кости мамонтов и древние жилища, построенные из них. А вот во времена Петра первого думали иначе, считая, что эти самые кости - не что иное, как останки боевых слонов Александра Македонского, которых, якобы, подкосила на берегах Дона массовая болезнь. Одни из первых образцов костей мамонта были отправлены в кунсткамеру Санкт-Петербурга, где хранятся по сей день. Кстати, один интересный факт. После того, как Петр первый повелевал проводить массовые раскопки в Костенках, местные жители стали жаловаться ему на то, что его солдаты совсем разворотили местную плотину. После этого раскопки в Костенках были прекращены.

-4

У каждой верфи имелись свои, довольно оригинальные, названия для кораблей, по которым собственно и можно отличить, на какой из них он был построен. Например, на уже упомянутой Тавровской верфи были довольно суровые названия. "Спесивый лев", "Дикий бык" и "Близко не подходи". Это все оттуда, из Таврова. Кстати, эти самые корабли удачно участвовали в той самой русско-турецкой войне. А вот, например, на Ступинской верфи корабли, в основном, называли в честь животных - "Журавль стерегущий", "Слон", "Рысь" и "Страус".

-5

Раз уж заговорили про Азов, то мало кто знает, но Воронеж довольно продолжительное время входил в состав Азовской губернии, столицей которой являлся вообще Тамбов. Да да, это сейчас Тамбов для нас - небольшой провинциальный город, а в те времена все было совсем иначе. Азовская губерния существовала с 1708 по 1719 годы. Первой столицей губернии являлся сам Азов, что логично. Следующим был, довольно крупный в те времена, город Тамбов. И лишь на исходе существования губернии столицей являлся Воронеж. Уже после губернию разбили на несколько провинций, одной из которых стала Воронежская.

Продолжение следует...

Подписывайтесь на мой канал, впереди еще много интересного о нашем городе

Исторический канал мужа, который помогает в поиске многих архивных материалов