Найти тему
В.И.А

Дюнкерк. Бег, спасение, бег.

Однажды, Кристофер Нолан сидел у камина в своём особняке. Он томно поглядывал в широкие окна со второго этажа, и грациозно попивая виски думал о том, что видит. А видел он совсем немало, ему открывались далёкие просторы пролива Ла-Манш. Ещё с детства Кристофер обожал этот вид, он никогда не мог словами описать, что-же в нём такого особенного, но сердцем всегда чувствовал любовь. Только лишь находясь здесь, он мог по настоящему жить. И вот, сидя у камина, уже великий режиссёр задумался о своих предках. О героях Англии, о их героизме в первой и второй мировых войнах. Почему-то, именно сейчас, он думал о Черчилле, наверное, потому что пил шотландский виски. Нолан вспоминал о самом важном, что великий премьер министр сделал для своей страны. Вдруг, вид из окна подсказал ему в каком направлении думать, уроки в гимназии не прошли даром, и в голове у Кристофера щёлкнуло то самое воспоминание о знаменитой операции "Динамо". Так и появился на свет фильм "Дюнкерк".

Нолан
Нолан

Конечно же эту историю я выдумал, а с другой стороны, кто знает каким образом Нолан решил, неожиданно для всех, снять военную драму о таком неоднозначном историческом событии. Для начала, я хочу дать краткую историческую справку, для не искушённого в истории читателя. В 1940 году, в Бельгии немецкие войска оттеснили союзников к побережью Ла-Манша. В окружении рейха оказалось свыше четырёхсот тысяч живой силы "Союзников". К огромному счастью для Британии и Франции, Геринг смог убедить Гитлера остановить полномасштабное наступление, и танки встали. Геринг просил оставить все силы "Союзников" на растерзание люфтваффе. Так вот, по изначальным подсчётам британских командиров из окружения вышло бы не более тридцати тысяч солдат, но на войне многое решает случай, и в этот раз он был на стороне Британии. При помощи гражданских суден малых размеров, вовремя задействованных Черчиллем, удалось спасти триста тысяч солдат. В частности, благодаря этой эвакуации Великобритания сохранила свою способность к ведению войны с Германией, не так опасаясь вторжения на свои территории.

Дюнкерк
Дюнкерк

- Так что и как хочет рассказать нам Нолан?

Фильм не похож на большинство других из жанра военно-исторических драм. В первую очередь, в нём нет ни одного крупного сражения. Во вторых, нет даже самых обыкновенных перестрелок, и да, один из главных героев стреляет в начале, но есть одна загвоздка. В третьих, мы ни разу не видим врага в лицо, ни одного немца. Максимум, что нам показывает Нолан - это смутные образы двух солдат рейха в конце, ну и конечно же пилоты мессершмиттов, которых мы видим только в оболочке железной птицы войны. Несмотря на эти особенности, фильм вовсе не оставляет нас в ожидании сражения. Наоборот, мы находимся в постоянном стрессе. Нолан вгоняет нас в это состояние благодаря перманентному тиканью часов, нагнетающему музыкальному сопровождению, пейзажам войны, ну и конечно же Кристофер не забывает про свой любимый приём. Фильм играется со временем, то как-бы замедляя его, то наоборот разгоняя. Ах, да ещё и сюжетные линии протекают не в одной хронологии. Всё вышеперечисленное обозначает желание режиссёра преподнести войну, как некую невидимую стихию, которая противоречит природе человека, поэтому её невозможно по настоящему понять, её можно только почувствовать, когда она уже окутала тебя.

Нолан и компания
Нолан и компания

- А что с сюжетом?

Вот здесь Кристофер Нолан постарался на славу. Он разделил сюжет на три действующие группы лиц. Первые, и самые интригующие, это два солдата случайно встретившиеся на берегу, к которым в последствии подбивается третий. На протяжении всей картины они пытаются любым способом сбежать из проклятого окружения и уплыть в родную Англию, но каждый раз их что-нибудь отбрасывает назад. Будь то немецкая торпеда, бомбежка, или другие такие же авантюристы. В результате, спасаются лишь двое, о них мы ещё поговорим. Вторая группа действующих лиц представляет собой лётчиков ВВС Великобритании. Они отправляются на задание по прикрытию кораблей. В конце концов пилот остаётся один, он встаёт перед морально-нравственным выбором: сбить оставшийся бомбардировщик врага, тем самым потеряв возможность посадить самолёт на безопасной территории, или улететь восвояси, уже сделав достаточно. Том Харди отлично играет бровями в этом фильме, ведь из-за маски пилота его остальная мимика не видна. И всё-же он принимает героическое решение, в результате попадая в плен врага. Третья группа - это гражданские, отправившиеся на поле боя для эвакуации морем союзных солдат. На не большой яхте отец с сыном и другом сына, лет эдак 17 плывут на встречу с городом Дюнкерк дабы спасти как можно больше солдат. Чтож, и им это удаётся, по началу они спасли лишь одного сбитого лётчика, сидящего на обломках тонущего самолёта, и им был не кто иной, как мистер Томас Шелби. В последствии они вытаскивают из воды с десяток солдат, и успешно возвращаются домой. Ах, да, чуть не забыл упомянуть, все группы лиц взаимосвязаны, так ,например, Том Харди сбивает бомбардировщик над яхтой наших гражданских, а те в свою очередь спасают наших старых знакомых солдат, довозя их прямиком до дома.

Киллиан Мёрфи
Киллиан Мёрфи

На самом деле, немного обдумав произошедшее понимаешь о чём это было. Те Три группы действующих лиц являются олицетворением типов людей на войне. Том Харди - лётчик, герой, который способен перевыполнить приказ и пожертвовать собой ради других. Солдаты, весь фильм бегущие и пытающиеся спастись практически любой ценой. Гражданские люди просто и честно выполняющие свой долг, при этом не лезущие на чрезмерные геройства. Кристофер Нолан не осуждает никого из них, а наоборот показывает, что гордиться нужно всеми. Ведь те самые солдаты-беглецы прибыв в Британию, боятся гнёта на улицах за позорный побег с поля боя. Но то, что происходит повергает их в шок, люди радуются, поздравляют их, и по настоящему гордятся, ведь как гласит в газете цитата Черчилля : "Эвакуация тоже бывает героической!"

-5