Чтобы поход в магазин за продуктами не был мучительно затратным, собрала воедино лайфхаки, которыми часто пользуюсь.
Может, они помогут экономить и вам.
А также немного маркетинговых уловок, которые заставляют нас тратить больше и увеличивают средний чек.
Итак, поехали: как сэкономить на покупках в супермаркете - мои методы
1️⃣ Не хожу в магазин на голодный желудок
Если получается.
Чем сильнее вы голодны, тем больше ненужного купите. Ведь всё такое вкусное и красиво упакованное, как не положить в корзину? А ведь даже грамотно выстроенный свет и освещение витрин (ровно как и эстетичная выкладка товара) тоже способствуют покупке, особенно на голодный желудок: продукты выглядят по-праздничному ярко и сочно, что возбуждает аппетит покупателя.
В качестве «крючка» отлично зарекомендовал себя аромат свежей выпечки: он соблазняет нас, покупателей, потратить более крупную сумму. Заметьте, что отдел «Пекарня» в крупных супермаркетах расположен непосредственно при входе. Попыталась вспомнить магазины, где свежая выпечка расположена не у входа - не получилось. А если супермаркет расположен в ТЦ, то этот прекрасный аромат расплывается далеко и не зайти за покупкой весьма сложно.
2️⃣ Сопоставляю не только цену, но и вес/объём товара
Иногда рядом лежат два, казалось бы, одинаковых товара, один из которых дешевле. При этом размер упаковки тоже может быть одинаковым. Но если присмотреться, а ещё лучше взвесить, то объем наполнения окажется разным.
Но мы-то помним про шринкфляцию?
Кстати, некоторые марки активно пиарятся за счёт политики недопущения введения в заблуждение покупателя.
Тоже маркетинговая уловка, но лично я с удовольствием на неё клюю и приобретаю «честный литр». Разумеется, если это выгодно. Я уже как-то говорила о том, что если время позволяет, то привожу цену таких товаров к «единому множителю» и выбираю исходя из стоимости за полную единицу товара (за литр, за 100г и т.д.).
3️⃣ Сокращаю время пребывания в магазине
Стараюсь не праздно бродить между красиво оформленных витрин, а сложить в корзину необходимое (сложно).
Одна из уловок маркетинга, как известно, - музыка. Магазины специально подбирают в плейлисты мелодии с ритмом, который намного медленнее средней частоты сердцебиения. Это заставляет покупателей дольше задерживаться у полок, больше времени проводить в торговом зале и, как следствие, больше покупать. Причём больше почти на 30% (по мнению Мартина Линдстрома - консультанта по маркетингу и автора книги «Вынос мозга! Как маркетологи манипулируют нашим сознанием и заставляют нас покупать то, что им хочется»).
Точно так же с другими отвлекающими факторами: если медленно бродить между стеллажами и полками, залипая в мобильный телефон, мессенджеры и соцсети, то в тележку как-то сами собой попадают «очень нужные продукты», которые «как хорошо, что попались на пути». И чем дольше бродить, тем полнее станет тележка.
4️⃣ Избегаю импульсивных покупок
А вот на импульсивные покупки людей провоцирует энергичная и драйвовая музыка. Покупатель чувствует себя «крутым», настроение на подъёме, а в корзину отправляются продукты более «дорогого» ценового сегмента.
Ещё выкладка взаимосвязанных товаров: шампунь - бальзам, одноразовая посуда - салфетки и так далее - тоже ведёт к тому, чтобы покупатель прихватил лишнего, но весьма нужного. Ну о прикассовой зоне я вообще молчу.
Если рука тянется к товару, который я не планировала покупать, задаюсь вопросом:
А это мне в самом деле нужно? Зачем и какая цель покупки?
К импульсивным покупкам ведут покупателей в том числе и «очень выгодные предложения» маркетологов: три по цене двух, два по цене одного, скидка 50% на второй товар и так далее. И ведь работает же, да так, что мы и не чувствуем себя ведомыми. Наоборот, гордимся выгодным приобретением.
Получается, нас так и подталкивают к сверхпотреблению.
Конечно, в хозяйстве всё пригодится, а уж лишняя пачка гречки и подавно.
Но тут уже возникает вопрос:
- места хранения
- длительности хранения и сроков
А не забуду ли я про все эти выгодно приобретённые товары, которые занимают всё пространство верхних полок (куда я так редко залезаю), и не окажутся ли они уже негодными для потребления?
И что получится - деньги на ветер? Зато выгодно куплено, да.
5️⃣ Не брезгую товарами «марки магазина»
Тут, конечно, товар товару рознь, нужно уметь выбирать. Но далеко не всегда под брендом магазина продаётся что-то дешёвое и некачественное.
Приведу пример. У перекрёстка есть одноимённая собственная линия товаров. Без нарядной и привлекательной упаковки. Понятно, что птицу для «собственного производства» голеней, бёдер и тд где-то выращивают (не в магазине же она живёт). И вот совпадение, адрес производства совпадает с адресом завода всем известной торговой марки (не буду называть, какой именно, но это Пензенская область).
Так что многие товары ничем не хуже, а фактически - из одного чана.
6️⃣ Хожу в магазин без детей
Редко, но это удаётся. И странным образом, средняя сумма чека в такие дни подозрительно отличается в меньшую сторону…
7️⃣ Отдаю предпочтение товарам вразвес вместо упакованных
Но не всегда. Если мне удобнее, возьму упакованный.
Овощи и фрукты на подложке дороже, тех, которые необходимо взвешивать самостоятельно. Тут нет проблем, беру вразвес.
Но хлеб «внарезку» тоже дороже обычного нарезного батона, но я беру уже нарезанный, мне это удобнее. Да и с точки зрения гигиены - нарезанный уже в закрытой упаковке, обычные батоны - просто в целлофановом открытом тонком пакете. А вдруг он вываливался? А вдруг его кто-то грязными руками трогал?
Конечно, упакованный хлеб на производстве тоже мог кто угодно трогать, но хотя в магазине он лежит в закрытом виде.
А овощи и фрукты можно (в отличие от хлеба) и помыть.
8️⃣ Хожу в магазин со списком продуктов
Предварительно разработав меню на ближайшие несколько дней. Планирую, что будем есть на завтрак, обед и ужин и исходя из этого составляю список, учитывая имеющиеся запасы.
9️⃣ Сразу складываю сумму товаров «в корзине»
Суммирую стоимость, чтобы хотя бы примерно знать, сколько придётся заплатить на кассе и чтобы не было сюрпризов. Этот метод помогает в том числе избегать импульсивных покупок.
🔟 Выбираю товары на нижних и верхних полках
Ведь там дешевле.
Всё, что на уровне глаз - дороже. Обычно туда выкладывают популярные и известные бренды, которые у покупателя на слуху. Такое «место под солнцем» обходится производителю дороже. Но не переживайте, маркетинговые расходы включены в цену.
Что ещё ставят на уровне глаз? Товары, объясняющие покупателям, почему их стоит взять.
Выращен в нашем районе
Вклад в развитие фермерского хозяйства региона
Экологически чистый продукт
За подобные товары покупатели готовы платить больше.
Другой вариант — продукты с рецептами блюд, которые можно из них приготовить. Они кажутся покупателям более практичными, а потому и уровень их продаж выше.
1️⃣1️⃣ Использую промокоды и карты лояльности
В Ленту вообще нет смысла ходить без карты: товары обойдутся сильно дороже.
В другие магазины, конечно, тоже лучше с картой.
Если нет карты, не стесняюсь спросить у других покупателей на кассе: им бонусы с покупки, мне скидка.
1️⃣2️⃣ Покупаю онлайн
И это мой самый ходовой метод. Так маркетологам чуть сложнее до меня дотянуться: не соблазняют ароматами отдела «выпечка» и музыкальными треками, не заставляют несколько раз проходить по торговому залу в поисках нужного товара, прихватывая на своем пути много всего «очень нужного».
- онлайн мне проще сопоставить цены,
- фильтровать товары,
- брать только нужное,
- есть возможность почитать отзывы
- исключена ситуация несовпадения ценника товара и цены в чеке
- всё упакуют и привезут в лучшем виде (надеюсь)
Из минусов - нельзя самостоятельно выбрать весовой товар, тут надежда только на сборщика. Впрочем, при получении от непонравившегося товара можно отказаться.
Из наблюдений: когда делаю большую закупку онлайн, мой чек в среднем составляет 4000₽. В супермаркете это не менее 5000₽ (там я всё-таки делаю больше импульсивных покупок).
Если есть ещё лайфхаки, добавляйте, будем экономить вместе ⤵️