Интересная штука, время! Вот сейчас на дворе 21 век, 2023 год от рождества Христова. Человечество шагнуло далеко вперёд, самолёты летают по небу, спутники бороздят просторы космоса, технологический прогресс достиг не бывало бешенных темпов. Но в каждом доме на кухне непременно есть нож.
Стоит только вдуматься, со времён палеолита и до настоящего времени человечество не может обойтись без элементарного ножа!
Вот она, истинная связь поколений, память времён. В повседневной жизни каждый из нас использует те же предметы, что и наши дикие предки в далёком-далёком прошлом. Мы сменили шкуры на дорогие костюмы, охоту на офисную работу, жизнь в пещерах на комфортабельные квартиры, но, как и самые первые люди, нуждаемся в такой обычной вещи, как нож.
Да, мир сильно изменился с тех пор, как первый человек в первый раз взял палку в руки, но зов предков всё ещё силён в каждом из нас. Ведь что, если не он, заставляет нас ходить в походы, сидеть у костра, выбираться с ночевками в лес или горы?
Я очень люблю костры. Это мой способ прикоснуться к миру предков. Уйти не просто в лес, а на многие века в прошлое. Поэтому разжигать костры спичками, или зажигалкой не мой вариант. Нет, вместо этого мне подходит огниво, а для растопки - кусок берёзовой коры.
Конечно, в лесу нужно помнить о пожарной безопасности, поэтому я тщательно подбираю и подготавливаю место для будущего костра. Думаю, и люди прошлого также ответственно приступали к этому делу, потому что знали цену неосторожного обращения с огнём гораздо лучше нас.
Нож помогает мне подготовить бересту. Я затираю её лезвием до появления заусенцев и берёзовой муки. Так пламя охватывает её буквально с одной искры от огнива. Но, конечно, у меня есть и универсальный запал для костра, который часто имеется с собой - кусок толстой бечёвки. В случае необходимости можно отрезать от него маленький кусочек, распушить ножом, и он тоже схватывается с одной искры.
Разжигая костёр таким образом, подкидывая в него дрова, наблюдая за игрой пламени, я забываю о своих сомнениях, печалях, заботах. Забываю обо всём современном мире. Передо мной вдруг всплывают люди в звериных шкурах, которые никогда не видели стальных птиц в небе. Их ноги никогда не ступали по асфальту. Возможно, они ещё не придумали очень многих слов.
Они садятся вокруг моего костра, с восхищением рассматривают современный нож и топор, интересуются огнивом, потому что у них ещё нет подобных вещей. А ещё они радуются, что человек из далекого будущего, которое им даже не снилось, всё ещё помнит и чтит их ценности. Ценности настоящей жизни.
И как они восхищаются мной, так же и я восхищаюсь ими, когда мне удаётся прикоснуться к их следам, оставленным в вечности.
На самом севере Карелии, вблизи города Беломорск, в лесу, под открытым небом, находится один из таких следов оставленный нашими предками в третьем тысячелетии до нашей эры - выбитые на камнях рисунки, Петроглифы.
Разве мог человек прошлого представить себе, что оставленные им на камне изображения окружавшей его повседневности пройдут такой долгий путь, чтобы стать мостом между современным миром цифровых технологий и суровой первобытностью нашей матери природы?
Не смогу описать всего того спектра чувств, который я испытал, когда стоял возле Петроглифов. В голове проносились мысли о том, как человек впервые решается изобразить что-то на камне, как он старается, как смеётся и одновременно восхищается получившимся рисунком. Вот соплеменники смотрят на результат его творчества, и вот они уже тоже что-то выбивают в камне.
Свободные от всего, дикие, как сама природа, они радуются простым вещам и оставляют для своих далеких потомков то, что было дорого их сердцу. Истории из жизни, забавные случаи, животных, что населяли нашу планету много лет назад.
Помню, как отметил для себя особенно, что на камнях не увидел ни одного женского силуэта. Уж если бы мне довелось выбивать изображения на камнях, то на них красовалась бы далеко не одна девушка. Это натолкнуло меня на мысль о том, что многие из этих изображений сделаны не мужскими, а женскими руками.
А почему бы и нет? Пока мужчины охотятся в лесах, добывая пищу для племени, их прекрасные половинки выбивают на камнях изображения своих любимых, чтобы скрасить своё ожидание и развеять скуку по родному мужскому плечу. Разве не могло быть такого?
Позже они показывают вернувшимся с охоты усталым кавалерам своё творчество. Те, посмеиваясь, тоже садятся творить, и вот на камнях появляются новые изображения, повествующие о птицах или животных встреченных ими в пути, и об эпизодах жизни, проведённой вдали от родного женского очага.
Тогда, в те далекие времена они не подозревали, какое прекрасное чудо они творят для своих потомков, уже практически забывших вкус настоящей жизни, добывающих еду не в дикой природе, а в очередях супермаркетов, дорогих ресторанах, и даже с помощью интернета.
Я смотрел на эти изображения в камне, прошедшие такой долгий путь, ставшие свидетелями стольких событий, оставленные людьми, которых никогда не увижу, и понимал, что в лес не сбегают от горестей или забот города. Вовсе нет. В лес идут на зов. Зов, голосов, несущихся сквозь тысячелетия, чтобы напомнить нам; красоту истинной жизни не разглядеть за монитором телефона или компьютера, не найти в придуманных людьми законах и правилах. К ней можно прикоснуться лишь отбросив груз нашей современности.
Потому то я и разжигаю костры не используя зажигалок и спичек, хожу в лес, подолгу могу наблюдать за полётом птиц в небе, восхищаться каждой радугой так, будто никогда её раньше не видел. Потому что чувствую связь с теми далекими от меня людьми, что бродили по тем же лесам и разжигали костры тем же способом, что и я, независимо от того сколько времени человечество живет на земле.