Найти тему

Сокровища Новгорода Великого

Часть ll

И так, продолжим изучать церкви Великого Новгорода.

В конце XIII - XIV веке заказчиками храмов в Новгородской республике стали бояре, купцы, жители улицы или района, архиепископ. Строительство велось быстро, церкви стали меньше снаружи и скромнее внутри.

Монгольское нашествие нанесло огромный вред русской культуре., Хотя Новгород не был захвачен монголами, он был вынужден платить им дань. Развитие архитектуры и искусства на время приостановилось и возрождалось медленно.

Остановлюсь на двух послемонгольских церквях, которые к сожалению были сильно разрушены во время второй мировой войны.

В конце XII - начале XIII веков появляется тип небольшого каменного храма стены которого завершаются не полукружьями ( закомарами ), а трехлопастной аркой ( такие храмы появляются еще в конце XII- начале XIII веков ).

Типичным образцом этой архитектуры являются две монастырские церкви в окрестностях Новгорода. Они имеют одну главу и одну невысокую апсиду. Стены, сложенные из местного грубого камня, и плиты, покрытые побелкой , не расчленены лопатками.

Кладка стены церкви Николы на Липне
Кладка стены церкви Николы на Липне

Церковь Николы на Липне (1292 г )

Церковь Николы на Липне ( 1292 )
Церковь Николы на Липне ( 1292 )

Остров Липно, образованный протоками реки Мсты при впадении ее в озеро Ильмень, имел для древних новгородцев важное географическое значение, так как здесь сходились главные торговые пути, связывающие Новгород со среднерусскими землями и странами Востока.

Остров Липно и церковь  Николы на Липне
Остров Липно и церковь Николы на Липне

Согласно свидетельству Новгородской четвертой летописи на острове в начале XII в. был основан Николо - Липненский монастырь, который перестал существовать как архитектурный объект в начале XIX века.

Единственный сохранившийся от бывшего монастырского комплекса храм св. Николая Чудотворца был основан в 1292г. Его строительство связано с исцелением новгородского князя Мстислава от круглой иконы с изображением св. Николая Мирликийского, чудесным образом обретенной именно возле этого места, согласно летописным свидетельствам в 1112 г.

Круглая икона Св. Никола 13-14 вв. НГОМЗ
Круглая икона Св. Никола 13-14 вв. НГОМЗ

Церковь Николы на Липне - самый ранний из сохранившихся на Руси храмов, построенных после монгольского нашествия.

С этим храмом связано создание еще одной выдающейся по своей красоте иконы « Святой Никола » , написанной мастером Алексой Петровым в 1294 г. Мы видим характерные признаки новгородской иконописи - торжественность и суровость образа в сочетании с контрастным сопоставлением насыщенных цветов .

Алекса Петров. Святой Никола 1294 г  из церкви Николы на Липне
Алекса Петров. Святой Никола 1294 г из церкви Николы на Липне

Обе иконы хорошо сохранились и представлены в экспозиции Новгородского музея.

В период с 1293- 94 гг церковь Николы на Липне быля расписана фресками, которые вплоть до их гибели в 1941-1943гг. , были скрыты под малярной записью, произведенной в 1877г. При разборе иконостаса в 1930г удалось обнаружить фрагменты стенописи конца XII в, которые избежали реставрации XIX в.

Фрески церкви Николы на Липне
Фрески церкви Николы на Липне
Фрески церкви Николы на Липне
Фрески церкви Николы на Липне
Фрески церкви Николы на Липне
Фрески церкви Николы на Липне

Серьезный урон памятнику был нанесен во время военных действий 1942-1943гг. Церковь была сильно разрушена немецкой авиацией и артиллерией. Сохранилось примерно 65% кладки, которая находилась в аварийном состоянии.

В 1954-1958гг храм был отреставрирован в первоначальных формах. С 2018 по 2019 гг были проведены комплексные ремонтно реставрационные работы с укреплением сохранившихся фрагментов живописи.

Церковь Николы на Липне
Церковь Николы на Липне

Храм открыт для посетителей в летнее время. Добраться можно только по воде . По пути открываются живописные виды .

  Часть ll   И так, продолжим изучать церкви Великого Новгорода.    В конце XIII  - XIV веке заказчиками храмов в Новгородской республике стали бояре, купцы, жители улицы или района,  архиепископ.-10

Церковь Успения на Волотовом поле (1352 г )

Волотовская церковь бала построена в 1352г архиепископом Моисеем на возвышенном берегу Малого Волховца неподалёку от Великого Новгорода. В 1363 году храм был украшен настенной живописью по заказу уже другого архиепископа Новгородского Алексия.

По преданию, строительство храма связано с чумой, поразившей сначала Псков, а затем и Новгород. Архиепископ Моисей, ныне почитающийся как святой, уповая на Божью помощь, строит храм во имя Успения Божьей Матери.. Прославившийся многими духовными подвигами архиепископ Моисей, скончавшись, был похоронен своим последователем и учеником архиепископом Алексием. Говорят, незадолго до смерти Моисей передал Алексию свой замысел фрескового ансамбля этой маленькой церкви, осуществление которого началось спустя несколько месяцев после смерти Моисея.

Благодаря неповторимой фресковой росписи храм приобрел всемирную известность, . Стены церкви украшали около 200 композиций.

Церковь Успения на Волотовом поле 1352г
Церковь Успения на Волотовом поле 1352г

Фрески, которыми в 1363 году был расписан храм, ни разу не поновлялись, и занимали площадь порядка 350 кв. м – в общей сложности как минимум две сотни фигур и многофигурных сцен на стенах и сводах.

Все изображения на стенах храма были пронизаны движением и драматизмом. Острые, летящие линии, порывистые жесты и развевающиеся одежды. Образы волотовских фресок поражают жизненным характером, разнообразием русских типов. Интересны портреты новгородских архиепископов Моисея и Алексия, в лицах которых преданы индивидуальные черты каждого из них.

В первые месяцы Великой Отечественной Войны церковь находилась на линии фронта и была полностью разрушена немецкой артиллерией.

После окончания боевых действий на месте руин церкви остались 1,7 миллионов фрагментов фресковой живописи, которые затем были законсервированы

С 1993 по 2001 год реставраторы начали работать внутри руин. Разбирались завалы, послойно выбирались фрагменты фресок.

Уже тогда был начат кропотливейший труд по выборке вручную из завалов  многочисленных осколков стенописей, которые бережно очищались и сохранялись в надежде на чудо. Мелкие пестрые кусочки штукатурки уложили в специально подготовленные лотки-контейнеры.

В 2001 году между министерствами культуры России и Германии было заключено удивительное соглашение: в память о вине гитлеровской Германии Германия современная восстановит Волотовскую церковь.

Фрески Волотовской церкви
Фрески Волотовской церкви

В августе 2003 года возрожденный в исторических формах XIV века храм был торжественно открыт для доступа, после чего реставраторы приступили к монтажу на стенах и столпах кропотливо восстановленных из кусочков штукатурки фресок, в тех же местах, где они были написаны изначально.

Фрески Волотовской церкви
Фрески Волотовской церкви

Все, что мы можем видеть сейчас - результат кропотливого труда реставраторов. Восстановленные фрески поражают красотой линий и форм.

  Часть ll   И так, продолжим изучать церкви Великого Новгорода.    В конце XIII  - XIV веке заказчиками храмов в Новгородской республике стали бояре, купцы, жители улицы или района,  архиепископ.-14

Фрески Волотовской церкви
Фрески Волотовской церкви

Возможность полюбоваться на архитектуру и, считавшуюся утраченной, живопись возвращенного из небытия древнего храма — это подарок для наших современников.

Церковь Успения на Волотовом поле 1352г
Церковь Успения на Волотовом поле 1352г

Древнее новгородское искусство — сокровищница русской культуры, которую хочется открывать вновь и вновь, делиться своими впечатлениями и познаниями..

Поэтому продолжение следует...

Буду рада комментариям и подписчикам!

.