«Насилие одна из самых мощных сил в жизни. Но СМИ, учителя и родители всегда учат, что миром правят только любовь, сострадание и понимание. Умолчание о важных вещах — в конечном счете, то же самое, что и ложь». Пак Чхан-ук
Отмечаем юбилей корейского режиссёра разбором одной из самых радикальных и самобытных трилогий 21 века.
Пак Чхан-ук далеко не сразу пришёл к режиссуре. Закончил философский факультет университета в Согане, изучал эстетику, мечтал стать художественным критиком. Чтобы оплачивать счета, пытался переписывать «романы» для телевидения. Со временем Пак всерьёз заинтересовался фотографией, а после просмотра «Головокружения» Альфреда Хичкока, твёрдо решил стать режиссёром. Студенческие годы заложили основы стиля выдающегося кинодеятеля (не только постановщика, но и сценариста).
В 1988-м 25-летний дипломированный философ становится ассистентом режиссёра. Спустя четыре года кропотливой работы выходит его дебютный фильм «Луна – мечта солнца», который… с треском провалился в прокате. Только через пять лет выходит, вторая картина «Трио». И снова провал.
«Тогда я понял, насколько неверны установки современного общества, — вспоминал Пак. — Нам внушают: если ты чего-то очень хочешь, надо стараться, работать - и все получится. Но это абсурд. Невозможное невозможно. После двух провалов я на несколько лет выпал из индустрии и чудом получил возможность сделать «Объединенную зону безопасности». От моего желания ничего не зависело, это была судьба».
Экранизация политического триллера Сан Юн Парка «ДМЗ» (с 1953 года Южную и Северную Кореи разделяет демилитаризованная зона) сделала Пака знаменитым. Ему вручили президентскую премию, наградили на нескольких кинофестивалях. В результате продюсеры были готовы финансировать любые проекты молодого режиссёра.
И тут Пак «достал» готовый сценарий, ещё не зная, что это начало пути к творческому бессмертию. «Трилогия мести» стала визитной карточкой режиссёра на долгие годы и на родине, и во всём мире.
Сочувствие господину Месть / Boksuneun naui geot, 2002, 18+
У Рю есть сестра, которая нуждается в пересадке почки. Чтобы добыть деньги, он похищает дочь бывшего работодателя и требует выкуп. Всё идет не по плану, который перерастает в лавину насилия и мести…
«Сочувствие господину Месть» — любимый фильм Пака. По словам режиссёра, он должен был исследовать классовую борьбу, пролить свет на проблему взаимоотношений Южной и Северной Кореи. Пак считал, что кинематограф и СМИ в значительной степени игнорируют социальные противоречия. И хотя он не мог повлиять на ситуацию напрямую, его задачей было проиллюстрировать их наличие в разных слоях общества.
Герои фильма — обычные люди, наивные, неспособные противостоять жёстким структурам общества. Поэтому они борются с обстоятельствами на свой манер, сталкиваются с неумолимой хваткой системных норм и правил. Отсюда и большое количество сцен насилия. Это инструмент повествования, а не упоение страданиями. Хотя некоторые зрители покидали кинотеатры, случались даже обмороки.
Пак много раз менял концепцию подачи драматического триллера. От двухсерийного проекта до чёрно-белого варианта. В итоге в качестве визуального мотива был выбран характерный зеленый оттенок, подчёркивающий минималистичную, сухую атмосферу. Чтобы сократить количество диалогов, Пак придумал простое решение: сделал одного из героев немым.
Олдбой / Oldeuboi, 2003, 18+
О Дэ Су похищают прямо у дома. Очнувшись в плену, он узнаёт, что его жена была убита, а полиция подозревает самого Дэ Су. Он клянется отомстить человеку, который разрушил его счастливую жизнь...
Когда затевался «Олдбой», Пак сомневался, стоит ли повторно обращаться к теме мести. Тогда жена режиссёра, Ким Юнь-хе, домохозяйка, главный зритель и творческий консультант, развеяла сомнения простым вопросом: «Если история интересная, разве что-нибудь ещё имеет значение?». Мудрая женщина оказалась права. В 2004-м Пак добился мирового признания, получив Гран-при в Каннах. Председатель жюри Квентин Тарантино признался: «Меня просто осчастливил этот фильм!».
Пак черпает вдохновение у Франца Кафки, делает акцент на сюрреализме и абсурдности происходящего. Насилие же – средство достижения катарсиса, выплеска эмоций, духовного очищения. Сам режиссёр говорит, что дрался всего раз в жизни: «Я подавлял в себе ненависть и гнев. В своих фильмах я ищу выход тому, что накапливается внутри».
Комиксы оказали существенное влияние на визуальный ряд картины, где Пак успешно продолжает поиски идеальных кадров, вплетает образы-символы: «Если вы замечали, образы рук играют в фильме определенную роль. В сцене у дамбы главный герой отпускает сестру, и она падает вниз. Это начало трагедии. Поэтому и дальше идёт так много образов, связанных с руками. В «Объединенной зоне» были наоборот ноги (ступни)».
Сочувствие госпоже Месть / Chinjeolhan Geumjassi, 2005, 18+
19-летняя Кэм Чжа Ли попала в тюрьму по ложному обвинению в убийстве и похищении ребёнка. За необычайную доброту заключенные прозвали её Сердечная госпожа Кэм Чжа. При этом все 13 лет заключения она вынашивала план мести. И, едва оказавшись на воле, начала его воплощать...
В появлении третьего фильма на тему мести, в формировании трилогии Пак «винит» журналистов:
«Они словно критиковали меня за то, что я выбираю ужасные сюжеты, а не обращаюсь к красивой истории. Прежде чем понял, что говорю, я заявил, что снимаю не два, а три фильма о мести! Это было спонтанное заявление. Я очень о нём сожалел, но не мог отказаться от слов, сказанных публично».
В заключительной части Пак Чхан-ук умело избегает повторов. Третий фильм заметно отличается и сюжетно, и стилистически. Форма подачи определенно выделяет его, как самый западный из трилогии. На экране меньше повествовательного «безумия», зато в наличии клиповые флэшбеки, динамичные движения камеры и расписные титры.
Фильм выиграл «Малого золотого льва» в Венеции, где председателем жюри был уже не идеологически близкий бунтарь-союзник, а знаменитый итальянский художник по костюмам Данте Ферретти.
«Сочувствие госпоже Месть» выглядит изящно и даже, пожалуй, женственно. Несмотря на использование схожих компонентов, включая актёров из «Сочувствия господину Месть» и «Олдбоя».
Как и в предыдущих частях, насилие здесь является мощным сценарным инструментом. Зритель должен сопереживать героям так, как если бы сам испытывал те же эмоции.
Алексей Графов
Редактор: Николай Никифоров
Телеграм-канал «Большой Киновски»