№4. Сцена начало блокады Клетнянских лесов.
В начале декабря 1942г. стали поступать сведения от подпольщиков о том .что немцы что-то затевают против партизан клетнянских лесов . Как потом подтвердили пленные немцы ,операции против партизан дали название «Клетте» ,что в переводе означало «Репейник». В замыслах немцев было окружение и уничтожение партизан в северной и южной части Клетнянских лесов. Немецкие войска начали прибывать на железнодорожные станции по всему кольцу и в Дубровку и в Жуковку и в Клетню и в Унечу и в Почеп . С 19 декабря немцы начали занимать прилесные деревни. Кондратьв вызвал командира группы разведчиков - разведчиков Власевича . – Поручаю вам произвести разведку в направлении Южного массива лесов. Группа разведчиков вышла к Молодькову , но нарвались на немецких лыжников . Завязался бой. но в разведгруппе было только 8 человек и после короткой перестрелки они вынуждены были отойти. При переходе через большак Власевич был ранен в руку. Партизаны подхватили раненого командира и доставили его на партизанскую заставу на опушке леса, там его посадили в сани и отправили на базу с докладом. А четверо разведчиков в белых масхалатах решили продолжить наблюдение за немцами, поняли что пройти не удастся и вернулись на партизанскую заставу .
Сцена «сюрприз» №5
На рассвете решили подготовить немцам сюрприз.Нарядили два чучела парня и девушку, заминировали ,усадили в сани с балалайкой, к балалайке прикрепили записку: «На этой балалайке мы вам сыграем такую барыню, что даже Гитлеру тошно будет». Направили коня по дороге в Хорновку, стегнув его кнутом. Разведчики стали наблюдать: сработает сюрприз или нет. Когда сани с сюрпризом вошли в Хорновку, немцы сразу окружили повозку, вызвали минеров разминировав «куклы» и длинной веревкой из укрытия стащили с повозки «сюрприз», взрыва не последовало ,Часа через два немецкие лыжники в белых маскировочных халатах подкрались к партизанской заставе и обстреляли ее ураганным ружейно- пулеметным огнем и начали охватывать заставу с трех сторон. Командир отдает приказ: «отходим! Оторвавшись от немцев,партизаны занимают оборону на лесной дороге. Начинается перестрелка. И посылают связного в отряд. Скоро подошло подкрепление и партизаны выбили немцев с заставы. Утром немцы начали действовать по всем правилам военной науки. Они открыли артиллерийско-минометный огонь и затем вошли в лес. В ходе боя партизаны были выбиты из лагеря. Утром Кондратьев вызвал командиров – Приказал сформировать батальон автоматчиков 150 человек и атаковать лагерь, захваченный немцами. Нужно взять из тайников хлеб пока немцы его не обнаружили. Ошеломленные плотностью огня, немцы отошли за поляну «мошок», унося с собой убитых и раненых. Скоро фрицы опомнились, подтянули артиллерию и начали обстрел лагеря. Неся потери, партизаны вынуждены были покинуть лагерь. Но партизанам удалось изъять из ям - тайников около полсотни мешков молотого ячменя. Конечно, на 600 человек бойцов отряда это было мало. Кондратьев приказал отделить мирных жителей и пусть они мелкими группами пробираются в прочесанные немцами леса. Им удалось просочиться в Цинковские леса. А отряд Кондратьева,оставшись в Клетнянских лесах, продолжал маневрировать, не вступая в крупные боестолкновения с немцами по причине нехватки патронов .
Сцена((в окружении.)№6.
Скрипели и стонали старые деревья, казалось, едва держась в земле своими старыми корнями. Молодые, стройные сосенки и ели яростно отмахивались своими густыми, темными кронами от упругих порывов ветра. Ветер неистовствовал. Он свирепо гудел в кронах деревьев, швырял в лицо колючую, крупную крупу идущим цепочкой людей. За отворотами шапок, за воротником этих людей мерцали светящиеся кусочки гнилых деревьев –«гилушки» -партизанская хитрость,что бы видеть ночью впереди идущих. Казалось, сама природа хотела помочь окруженному партизанскому отряду выскользнуть из железных клещей немецкой блокады. Выбитый артиллерийскими и авиационными налетами из теплых землянок,потерявший немало бойцов, отряд теперь слепо метался ночами из стороны в сторону и всюду натыкался на немецкие посты, которые прочно оседлали лесные дороги и полностью контролировали южные клетнянские леса. Немцы в начале декабря 1942 года подтянули новые силы, готовясь к массовому прочесыванию лесов. Лежащий с начала зимы толстым и плотным покрывалом на земле лесной снег, в результате чередования сильной оттепели и мороза, теперь, казалось, песком рассыпался под ногами шедших людей,не оставляя конкретных следов. Это затрудняло прочесывание леса немцами, давало небольшой шанс партизанам уйти от немцев непрерывным маневрированием. Но маневрировать можно было только ночью. Днем немецкая «рама « с самого утра висела над лесом, регистрируя малейшее движение, дымок. Люди были измотаны бесконечным движением, холодом, голодом . Вдруг шедшая впереди разведка дала сигнал «стоп». Редкая цепочка партизан остановилась. Некоторые, устало опустились на снег, другие, прижавшись спиной к стволам деревьев, кутались, стараясь укрыться от хлестких, колючих порывов ветра. Воспользовавшись остановкой, Кондратьев послал связного за командирами, а сам, укрывшись плащпалаткой, достал из планшета карту и, подсвечивая себе трофейной зажигалкой, начале изучать ее. Вскоре он услышал голос разведчика «Где командир?». Конратьев, отбросив с головы плащпалатку, негромко откликнулся «Здесь я. Здесь». Подошедший разведчик тихонько доложил: «Товарищ командир ! разведка подошла к укатанной немецкой техникой дороге, проскочила через дорогу и начала подниматься на небольшой пригорок, поросший небольшим подлеском, молодым густым сосняком. За этим сосняком – спуск к другой дороге. Стало быть,мы наверное, подошли к Косой развилке, неуверенно подытожил связной. Кондратьев внимательно выслушавший связного, почувствовав эту неуверенность, недовольно сказал: «Значит вы не уверены что мы у Косой развилки ? И немцев говорите, нет?
Вот что, попрошу еще раз уточнить, где мы и есть ли немцы». И, посмотрев на часы сказал : Через 15 минут жду. Разведчик тотчас растворился в снежной круговерти. Вскоре подошли командиры и укрывшись палаткой, начали ли рассматривать карту.-«Видимо мы у Косой развилки, сказал Кондратьев, разведка сейчас уточняет и нам надо решить что будем делать.
Сцена в снегу» №7.
В ходе маневрирования отряд раскололся на две части. Одна часть под командованием Галкевича, человек 150 набрела на запасную землянку и решила обогреться. Ночью под навесом, развели огонь и начали прожаривать одежду, так как заедали вши. Но не успели это сделать как немцы, которые были где-то рядом, и унюхали дым, начали обстрел из минометов. Покидая землянку, группа Галкевича наткнулась на разведчиков основной части отряда которые укрылись в сосняке у Косой развилки. Кондратьев приказал больше костров не зажигать, зарыться в снегу. Так пролежали три дня. Каждому партизану выдавали на день по стакану ячменной муки, которую слизывали с ладоней, да передавали друг другу замерзший окорок конины, который невозможно было откусить, а лишь тоже лизнуть .
Немецкие патрули регулярно проезжали по обеим дорогам Косой развилки, не замечая залегших в снегу партизан В начале января радисту Максименко удалось наладить маленький приемник и партизаны узнали о окружении 330 тыс. немецких войск под Сталинградом .
К этому времени у партизан заканчивалась мука и Кондратьев послал начхоза и группу разведчиков найти яму с зерном, но группа была уничтожено в бою, один партизан попал в плен и выдал немцам расположение продовольственной базы. Партизаны также начали разыскивать эту базу и наткнулись на немцев. Завязался бой в ходе которого этот отряд немцев -22 человека и предатель были уничтожены.Но ямы с зерном так и не нашли так как погибли все кто ее закладывал. После этого отряд уже не остался у Косой развилки а решил двигаться в сторону лагеря. Блокада ослабела, немцы покинули лагерь предварительно его уничтожив. В лагере удалось обнаружить не найденную немцами яму с мукой, Восстановив лагерь, подкрепившись, партизаны усилили свои действия против врага. Особенно после сообщения о капитуляции Паулюса под Сталинградом.