Найти тему
Frequent Flyers

Как российские авиакомпании обходят санкции

Агентство «Рейтер» провело расследование и не без удивления узнало, что с мая 2022 года по июнь 2023-го российские авиакомпании закупили за рубежом запчастей не менее на $1,2 млрд – такие данные каким-то образом получили у таможни. Речь идёт как о критически важных деталях вроде блоков навигационных систем, дисплеях для кабин пилотов, стойках шасси и т.п. – так и о том, что «на скорость не влияет», вроде кофеварок, трубок интеркома или стульчаков.

Причём это заниженная сумма, учитывающая поставки напрямую авиакомпаниям – а помимо этого, часть деталей поступает через российских посредников, сначала товар получают они.

Основные страны, через которые завозят запчасти – это Киргизия, Таджикистан, ОАЭ, Турция и Китай; и если первые две ещё можно попытаться испугать вторичными санкциями, то с оставшимися этот фокус будет выглядеть весьма забавно. В ряде этих стран зарегистрированы фирмы-однодневки, через которые проходит поток.

В примерах, которые приводит «Рейтер», запчасть из США оказывается в России уже через три дня, а через неделю после поломки самолёт снова продолжает летать.

«Ой, а что случилось»? — как бы спрашивает график Reuters  📷
«Ой, а что случилось»? — как бы спрашивает график Reuters 📷

Сейчас (точнее, по состоянию на май) летающих самолётов Airbus и Boeing в стране почти столько же, сколько до 24 февраля: 541 штука, фактически эксплуатируется весь флот, за исключением 75 самолётов, которые были арестованы, возвращены лизингодателям и т.п., а также самолётов, которым объективно некуда летать (например, ранее задействованных в грузовых перевозках в Европу). Резкий спад был только в апреле 2022-го, далее количество летающих машин колебалось в основном в зависимости от сезонного фактора.

«When pigs fly» в английском — синоним русского «когда рак на горе свистнет», а не то, что вы подумали  📷
«When pigs fly» в английском — синоним русского «когда рак на горе свистнет», а не то, что вы подумали 📷

Илья Шатилин