Автоматизированные транспортные средства представляют собой одну из самых инновационных технологий нашего времени. Они обещают значительно улучшить нашу жизнь, обеспечивая безопасное и эффективное передвижение. Однако, новые исследования, проведенные Университетом RMIT, поднимают важные вопросы о безопасности и ответственности при использовании автоматизированных транспортных средств.
Существует пять уровней автоматизации транспортных средств. Уровень 1 и уровень 2 включают такие функции, как удержание полосы движения, автоматическая парковка и круиз-контроль. Более совершенные автоматизированные транспортные средства (то, что мы подразумеваем, когда говорим «беспилотные автомобили») в настоящее время проходят испытания, но они еще не доступны в Австралии.
«При автоматизированном вождении уровней 3 и 4 водителю-человеку все равно придется реагировать в чрезвычайной ситуации, взяв на себя управление транспортным средством», — сказал доктор Ненг Чжан, ведущий автор исследования
«Эти данные являются отправной точкой для регулирования и могут привести к принятию законодательства, основанного на данных, которое гарантирует, что водителям будет предоставлено достаточно времени для быстрого и безупречного реагирования на чрезвычайные ситуации».
Исследование сфокусировалось на том, как водители реагируют в чрезвычайных ситуациях, когда им приходится внезапно брать на себя управление автоматизированным транспортным средством. Выяснилось, что опыт вождения и три типа отвлекающих факторов - работа, социальные сети и отдых - оказывают значительное влияние на способность водителей адекватно реагировать в таких ситуациях.
«Мы просили их писать деловые электронные письма (рабочее состояние), смотреть видео (развлекательное состояние) и отдыхать с закрытыми глазами (состояние отдыха)», — сказал Чжан.
«Эти задания требовали от водителей высокого, среднего и низкого уровня умственной нагрузки. Мы проверяли их реакцию после короткого (пять минут) или длительного интервала (30 минут) участия в одном из этих заданий. Все эти задания ухудшались. поглощение и привело к периоду ухудшения вождения.
«Мы обнаружили, что отдых приводит к наихудшей реакции на поглощение, за которой следует работа. Социальные сети были менее разрушительными. Однако чем дольше участник занимался какой-либо деятельностью, тем хуже была его реакция на чрезвычайную ситуацию».
Один из соавторов статьи, профессор Стивен Робинсон, учёный в области биомедицины, отметил, что чрезвычайные ситуации требуют высокого уровня когнитивных функций.
«Как только происходит что-то неожиданное, например, когда ребенок перебегает дорогу, нам необходимо использовать все наши когнитивные способности, чтобы оценить ситуацию и принять соответствующие меры», — сказал Робинсон.
«Запросы на перехват управления в автоматизированных транспортных средствах возникают, когда бортовой компьютер не способен справиться с изменившимися или сложными условиями вождения. Такие условия потенциально опасны и требуют от водителя быстрой концентрации и решительных действий, чтобы обеспечить безопасность наших дорог».
Доктор Ненг Чжан подчеркнул необходимость разработки политики, которая бы регулировала ответственное использование автоматизированных транспортных средств, прежде чем они станут широко распространены на дорогах Австралии. Это важный шаг, учитывая, что на данный момент только автоматизированные транспортные средства уровней 1 и 2 доступны на рынке, а более совершенные модели, такие как беспилотные автомобили, все еще находятся на этапе испытаний.
Используя автоматизированное моделирование транспортного средства уровня 3, исследователи из разных областей объединили свой опыт, чтобы оценить способность водителей быстро и эффективно взять на себя управление в случае чрезвычайной ситуации. Эта междисциплинарная группа ученых включала специалистов по общей медицине, автомобильной инженерии и когнитивной психологии.
«Мы обнаружили, что опыт вождения и эффективность управления автомобилем сильно коррелируют: неопытные водители (со стажем вождения менее 20 000 километров) реагируют медленнее и менее эффективно. Пробег, освоенный с момента получения водительских прав, более важнен, чем количество лет, прошедших с момента получения водительских прав», — сказал Чжан.
«Наши результаты подчеркивают необходимость того, чтобы производители транспортных средств и лицензирующие органы разрабатывали решения, которые гарантируют, что условно автоматизированные транспортные средства были безопасны с водителями разного уровня опыта».
Таким образом, исследование Университета RMIT подчеркивает необходимость разработки политики, которая бы регулировала использование автоматизированных транспортных средств. Оно также подчеркивает важность обучения водителей и повышения их осведомленности о возможных чрезвычайных ситуациях и способах эффективной реакции на них. Только так можно обеспечить безопасность и успешную интеграцию автоматизированных транспортных средств на дорогах.
В настоящее время команда изучает, как стимулировать бдительность и повысить эффективность захвата водителей.
Технический эксперт и другой соавтор работы, профессор Мохаммад Фард объяснил, что целью является плавный и безопасный переход между автоматизацией транспортных средств и человеком.
«Цель нашей работы — улучшить «взаимодействие человека и автоматизации» для автономных транспортных средств и значительно улучшить способы взаимодействия людей с этими современными автономными транспортными средствами и управления ими, что приведет к повышению эффективности и безопасности их эксплуатации», — сказал Фард.
Однако есть предел тому, чего можно достичь при проектировании и создании автономных транспортных средств. Исследователи подчеркнули, что правила должны также решать такие проблемы, как отвлечение внимания, бдительность и опыт, прежде чем автоматизация уровня 3 может быть успешно внедрена в Австралии.
«Правительства могут эффективно гарантировать безопасность дорожного движения, признавая эти пагубные последствия и регулируя деятельность, не связанную с вождением, в контексте автономного вождения».
Благодарю за чтение! Если понравилась статья, то предлагаю подписаться. А если есть желание поддержать проект более весомо, приглашаю на наш Бусти!