Один мельник вернулся домой с ярмарки и за-полночь решил попариться. Разделся, снял, как вводится, нательный крестик и повесил его на гвоздик, залез на полок. И вдруг явился в чаду и дыму страшный мужик с огромными глазами и в красной шапке.,
- А попариться захотелось, прорычал баинник. Забыл, что после полуночи баня наша - нечистая.
И ну хлестать мельника двумя огромными, раскалёнными вениками; пока тот не упал в беспамятство. Тогда уже к рассвету, пришли в баню Домочадцы, потревоженные долгим отсутствием хозяина. Еле еле привели его в чувство, долго трясся, он от страха, даже голос потерял. И с тех пор ходил мыться, париться, не иначе как до захода Солнца. Каждый раз читая в предбаннике заговор: "Встал, благословясь, пошёл, перекрестясь из дверьми со двора воротами, вышел в чистое поле, есть там поле, сухая поляна, на той поляне трава не растёт, цветы не цветут, и также у меня, раба божия, не было бы ни Чирия, ни вереда, ни Баина, нечисти.
Баня всегда имела огромное значение для Славян. Ведь в нелёгком климате это было лучшее средство избавиться от усталости, а то изгнать болезнь. Но в то же время это было таинственное место. Здесь человек смывал с себя грязь и хворь, а значит, оно само по себе становилось нечистым и принадлежало не только человека, но и потусторонним силам. Но ходить мыться в баню должен был всякий, кто не ходит, тот не считается добрым человеком. Даже банище место, где баня стояла, почиталось опасным и строить на нём жилое, избу иль амбар не советовали. Ни один добрый хозяин не решится поставить на место сгоревшей бани избу. Считали, что либо одолеют клопы, либо испортится весь скраб, а там жди нового пожара. За много веков накопилось множество поверий и легенд, связанных именно с баней.
Как и во всяком месте, здесь обитал свою дух - это банный, байник, баенник. Особая порода домовых, недобрый дух, злой старикашка, облачённый в липкие листья, отвалившиеся от венников. Впрочем, он легко принимает облик вепря, собаки, лягушки и даже человека. Вместе с ним здесь обитают его жена и дети, но встретить в бане можно и овинников, и русалок, и домовых.
Банник со всеми своими гостями и челядью любит попариться после двух, трех, а то и шести, смен людей. А моется он только грязной водой, стёкшей с людских тел. Свою же красную шапку-невидимку он кладёт, сушится на Каменку. Её даже можно украсть ровно в полночь, ежели кому повезёт. Ну тут уж надо бежать как можно скорее в церковь - успеешь добежать, прежде чем Банник проснётся, будешь обладать шапкой невидимкой, иначе же он догонит и убьёт.
Добиваются расположения Байника тем, что оставляют ему кусочек ржаного хлеба, густо посыпанного крупной солью. Полезно также оставлять в кадушках немного воды и хоть маленький кусочек мыла, а в углу венник - банники любят внимание и заботу.