Найти тему
О жизни, вере и кино

Самый длинный кадр

История применения однокадровых сцен уходит в далекое прошлое, практически к самому основанию кинематографа. И продолжалась вплоть до сегодняшних дней. Но сегодня по большому счету это является более простым способом съемок, нежели раньше. И все благодаря техническому прогрессу производства. Не буду умалять заслуги коллег и собственно свои старания, мы тоже часто используем этот способ, и он достаточно труден, расскажу лучше об истоках его появления.

Первым снять фильм одним кадром решился известный режиссер Альфред Хичкок. Хотя до него длинные однокадровые истории уже ввел в обиход другой известный режиссер Орсон Уэллс. Только Уэллс не хотел снимать так все кино, ему просто не нравились рубленые на планы сцены, он любил плавные, завораживающие кадры, растянутые по времени, а, чтобы монтажеры со студий его не мучили, он давал указание актерам заполнять репликами все пространство сцены, они быстро говорили, что не давало возможности «кромсать» сцену.

Но Хичкок, как известный экспериментатор, хотел войти в историю.

Спойлер – и это ему удалось. Читайте ниже.

В 1948 году Альфред Хичкок приступил к съемкам фильма «Веревка», но до этого ему пришлось немало поломать голову, как осуществить свой грандиозный для того времени план. Картины в те времена шли в среднем 90 минут, а коробка пленки была рассчитана на 10 минут съемки и все, дальше снимать было нельзя, приходилось заряжать новую коробку с пленкой.

Как быть? Великий режиссер был хозяином на своей площадке, мог позволить себе многое. И он придумал уникальную конструкцию декораций на колесах, которая могла бесшумно передвигаться по павильону. При этом дело коснулось и актеров, их Хичкок буквально заставил учить свои роли назубок и произносить фразы в определенном месте движения камеры.

Но и это еще не все. Хичкок хотел снять не одну сцену, а весь фильм однокадрово, но тогда не было таких технологий, которые позволили бы это сделать. Но большой мастер был еще и большим выдумщиком. Он разделил фильм на 9 сцен и каждую снял одним кадром, а, чтобы не было заметно монтажных склеек, они пошли по спинам актеров, чтобы действие фильма не прерывалось ни на секунду. Задумка удалась, мэтр осуществил свой план, но…

Но… Как всегда, это слово часто вмешивается в происходящее и меняет грядущие планы. Несмотря на все технические, творческие и монтажные придумки – фильм по большому счету не приняли, уж слишком затянутым и медленно текущим он стал. И это мнение впоследствии озвучивал и сам режиссер Хичкок. Он говорил, что задуманный им прием сделал фильм холоднее, поэтому в нем многие моменты взаимоотношений между персонажами не удались.

Но метод этот жив до сих пор и используется разными режиссерами всего мира для различных целей. Начиная от экспериментальных попыток повторить киноподвиг Хичкока до самых элементарных – сэкономить время на съемке.

Но Альфред Хичкок, я считаю, все-таки добился своей цели. Во-первых, он осуществил свою мечту, во-вторых, задал планку на несколько поколений вперед.

Так что настоящие, и будущие режиссеры, и актеры знайте, если на площадке прозвучала команда «снимаем» однокадрово, можете считать, что вы причастны в великой и гениальной фигуре режиссера Альфреда Хичкока!!!