Наступила золотая эра поп-музыки. Летом 69-го только что состоялся фестиваль Вудсток, а моду на музыку определяли THE BEATLES, THE BEACH BOYS и THE ROLLING STONES. Британские поп- и рок-группы, пришедшие на смену певцам с бэк-музыкантами, устремились в США. Молодые люди больше не хотели работать в студиях своих звукозаписывающих компаний, как это было до тех пор по контракту. Возможность записывать песни в огромном замке в течение нескольких дней и даже недель подряд, без какого-либо давления и в условиях свободного графика, без совместного использования оборудования, вдали от городской суеты стала для них весьма привлекательной.
Адресная книга Маня включала в себя весь французский шоу-бизнес, но, что удивительно, его первыми клиентами стали английские и американские музыканты, и это стало возможным благодаря Жану Фернандесу, менеджеру по рекламе в компании Barclay и хорошему другу Маня, который прожил несколько лет в США.
Альбом Рекса Фостера Roads of Tomorrow, записанный в 1969–1970 годах и вышедший на лейбле Barclay / RCA в 1971 году, стал первым альбомом, записанным в замке. Именно Фостер назвал это место «замком, в котором обитают призраки».
Забытые сейчас, но популярные в свое время CANNED HEAT, Бадди Гай, Мемфис Слом, Хулио Финн, Слэм Стюарт, Милт Бакнер, Джо Джонс приезжают в замок и вносят свой вклад в известность и престиж этого места. В то время просто не было другой французской студии звукозаписи, которая принимала английских и американских артистов на регулярной основе.
Им нравилось качество звучания. Студия, получившая название George Sand, была продумана до мельчайших деталей, удобна и уютна. Антураж удачно дополняли ковры, а три больших окна выходили в сад и в сторону деревни. Аппаратная была не столь просторная. Довольно длинная, но узкая, она была на несколько ступенек выше самой студии. Упомянутый ранее 4-дорожечный магнитофон Studer вскоре уступил место своему более навороченному собрату Scully с 8 дорожками. Мань покупает аппаратуру шумоподавления Dolby A, очень дорогую по тем временам.
Стоит упомянуть, что в первые годы существования студии, в 1971 и 1972 годах, в замке д'Эрувиль было записано несколько альбомов португальской народной музыки с левым политическим уклоном (Música de Intervenção). Среди них был альбом 1971 года Cantigas do Maio певца и автора песен Жозе Афонсу. В том же году Жозе Мариу Бранку записал свой дебютный альбом Mudam-se Os Tempos, Mudam-se As Vontades, а Сержиу Годинью – Os Sobreviventes, а годом позже – второй альбом, получивший название Pré-Histórias.
Пришедшие на смену Жерару Делассю, который расстался с компанией в начале 1971 года, Жиль Салле и Кристиан Жанс приступают к работе с первыми рок- и поп-группами.
Уже успевшая заявить о себе группа GОNG записывает здесь свой второй студийный альбом Camembert Électrique.
Важным событием в истории компании становится приход в нее Доминика Блан-Франкара.
Сын звукорежиссера на радио, Доминик был гитаристом в группе LES PINGOUINS, а его старший брат Патрис был диджеем на радио. Когда он ушел из коллектива в 1962 году, то устроился работать звукорежиссером в студии E.T.A. в Париже. Общий друг познакомил его с Мишелем Манем в ноябре 1970 года. Доминик посетил студию, поужинал там и поговорил с Манем, высказав ему свое восхищение увиденным и услышанным.
Случай привел Доминика в замок несколько недель спустя, когда его попросили закончить запись альбома Эдди Митчелла Zig-Zag. Воочию оценив перспективы детища Маня, Блан-Франкар вскоре увольняется из E.T.A., чтобы стать сотрудником S.E.M.M. в феврале 1971 года.
Записи, которые Доминик делает в замке, не останутся незамеченными, и он признается, что ему пришлось полностью пересмотреть свои навыки на новом месте, работая со многими английскими и американскими продюсерами и музыкантами.
Друзья Доминика из мира музыки следуют за ним и тоже начинают работать в замке д’Эрувиль, где делают музыкальные телешоу, часто снимаемые в студии или в парке. О заведении много пишут и говорят, а Мишель Мань расширяет горизонты своей популярности. Все гости по достоинству оценивают жилую часть замка, гастрономические блюда, приготовленные шеф-поваром, поэтом и старым другом Мишеля Маня в одном лице по имени Серж Моро, бассейн с подогревом, теннисный корт, картинную галерею, изысканный винный погреб, великолепную музыкальную студию под крышей, веранду и вольер. Мань был бонвиваном, он любил принимать артистов у себя дома и быть радушным хозяином, и нередки были случаи, когда на просторах парка площадью 1,7 гектара одновременно находилось до сотни гостей.
Как раз в это время его постоянным клиентом становится Лоран Тибо, басист и один из основателей группы MAGMA, который владел лейблом Thélème, филиалом компании Barclay. Судьбе будет угодно свести этих двух людей на несколько лет, но обо всем по порядку.
Кульминационный момент наступил в июне 1971 года. Жан Букен, бывший стилист Бриджит Бардо, организовал нечто вроде французского фестиваля Вудсток в Овер-сюр-Уаз, куда пригласил группу GRATEFUL DEAD. Увы, из-за ненастной погоды концерт отменили. Мань предложил Букену и музыкантам погостить в замке несколько дней.
В качестве ответного жеста GRATEFUL DEAD отыграли приватный концерт 21 июня в парке, на котором почему-то оказалось более 1000 человек, включая местных пожарных и полицейских. Музыканты добавили немного ЛСД в пунш, которым охотно угощали всех пришедших. Можно представить, что там творилось! Даже месяцы спустя люди продолжали говорить Маню, что музыка GRATEFUL DEAD (и не только!) оказала на них исключительное воздействие. И поскольку Мишель хотел записать фестиваль на видео, команда замка оборудовала передвижную студию в белом фургоне Ford Transit под названием Strawberry Mobile, которая регулярно использовалась до 1975 года.
Мишель Мань был щедрым человеком, который легко расставался с деньгами, но при этом он был плохим администратором и никудышным бухгалтером. Многочисленные расходы и траты перевешивали прибыль компании. Для частичного решения этой проблемы Мань запустил упомянутую выше Strawberry Mobile, первую во Франции мобильную студию звукозаписи. Практически в ней использовалось то же самое оборудование, которым была оснащена студия George Sand. Также она располагала системой видеонаблюдения, чтобы иметь возможность удаленно видеть происходящее на сцене.
Передвижная студия использовалась весьма активно, а сам фургон нечасто можно было увидеть незадействованным, когда он был припаркован за замком.
Поскольку студия George Sand в течение 1971 года была почти всегда занята, Мань решил создать вторую стационарную студию, чтобы увеличить доход S.E.M.M. Она была обустроена в отдельном помещении, во внутреннем дворе замка. Студия, получившая название Chopin, была не столь просторна, потолок был низким, а сам звук не дотягивал до высшей оценки. И поэтому тоже ее в основном использовали французские исполнители, в то время как в студии George Sand записывались английские и американские музыканты.
Статья и содержащийся в ней материал (текст и фотографии) носят исключительно познавательный характер. Автор не использовал, не использует и не будет использовать их ни в рекламных, ни в коммерческих целях (монетизация не активирована).
# рок-музыка # звукозаписывающие студии # Мишель Мань # Франция # рассказы #